Бельгийские сутки
КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"
Стадион
БЕЛЬГИЙСКИЕ СУТКИ
СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ. ФОТО: YUKOS-RWS
Гонка "24 часа Спа" - один из четырех известных миру "суточных" автомарафонов. И этим все сказано: событие незаурядное. А для нас - особенно: здесь стартовала наша команда YUKOS-RWS, причем не с двумя, как на предыдущих этапах, а только с одним экипажем на "Порше-996". По правилам 24-часовых гонок, экипаж - не меньше трех пилотов. В нашем было четыре: компанию Алексею Васильеву и Николаю Фоменко составили француз Стефан Дауди и англичанин Адам Джонс.
Трасса Спа-Франкоршам - одна из любимейших гонщиками: быстрая и сложная одновременно, с изрядным перепадом высот. Формулу 1 буквально насильно увели отсюда из-за принятого в Бельгии "антитабачного" закона, но этапы международного чемпионата "Гран Туризмо" (GT) проводить никто не запрещает. Желая как-то восполнить утрату любимой формулы, публика просто повалила на 24-часовую гонку.
- Зрителей было, наверное, тысяч двести, - рассказал Алексей Васильев. - Никогда в жизни не видел такого столпотворения!
- И что, не скучно болельщикам сутки глазеть на мчащиеся по кругу автомобили?
- Им не дают скучать - полно всяких развлечений, вплоть до аттракционов, ну и море бодрящих напитков. Кроме того, часть билетов по 50 евро позволяет зрителям свободно входить в паддок - туда, где стоят "моторхоумы" команд. В боксы и на пит-лайн, к счастью, не пускают. На этот раз гонка случилась сумбурная и хватало неприятных происшествий на самом пит-лайне.
Сумбур вызвала, прежде всего, погода. Дождь начал накрапывать еще с четверга, через час после старта превратился в противную морось и основательно разошелся в субботу вечером, когда за руль "Порше" под номером 77 сел Алексей, сменивший Адама Джонса.
"24 часам" предшествовали многочисленные тренировки и три квалификационных заезда: один - днем, два - в темное время суток. Наш экипаж разместился точнехонько в самой середине колонны. Стартовать доверили самому опытному и вкатанному - Стефану Дауди. Француз блестяще провел свои три часа. Он раньше всех заехал в боксы и поменял "сухие" шины на "полудождевые", благодаря чему отыграл немало секунд, а после очередной волны пит-стопов оказался лидером гонки в абсолютном зачете!
- Дождь практически уравнял машины класса GT и более "серийные" N-GT, а кроме того, было много аварий, - продолжает Алексей Васильев, - особенно в знаменитом повороте "Красная вода". Пейс-кар часто выезжал на трассу, Стефан прекрасно использовал абсолютно все возможности для улучшения своей позиции. И все же...
Со временем чаша весов стала склоняться в другую, не нашу сторону. Пейс-кары появлялись совсем не тогда, когда это было удобнее всего для YUKOS-RWS, и Адам Джонс оказался уже на втором месте в своей зачетной группе N-GT. Впереди шел экипаж "Фрайзингер Моторшпорт", которого подозревали в недозволенном использовании электронного "тракшн-контроля" а-ля формула 1, но с поличным так и не поймали. Десятый час вечера, сумерки. Настает черед Васильева.
Интересно, как участники готовятся к 24-часовой гонке? Наверно, по какой-то особой программе. Оказывается, нет. У наших в день старта с утра - бег, физкультура. Стартуют в 16 часов, в районе полудня - капитальный обед с десертом. В Спа наши приехали с супругами, так что с домашним питанием проблем не было. После обеда - два часа отдыха, ничегонеделание, созерцание природы и бурной жизни паддока. Наконец, перед самым стартом все пилоты пьют энергетические напитки.
Васильеву выпала самая тяжкая доля: ночная езда под дождем, при том, что он становился первым, кто мог принести команде зачетные очки. По правилам в 24-часовом этапе чемпионата GT очки начисляют трижды: после 6 часов езды, 12 и на финише. И тут адское невезение: возвращаясь на трассу после очередной дозаправки и замены шин (из-за чего, разумеется, и так было потеряно несколько позиций), Алексей прямехонько попадает в режим пейс-кара. Тот долго-долго водит колонну (где-то на трассе во тьме убирают останки разбитой машины и поправляют барьеры из покрышек), и Васильев не успевает к моменту истечения 6 часов восстановить статус-кво. Но все равно - 2 очка за пятое место легли в командную копилку!
- Потом судьи наказали меня, - рассказывает он, - проездом через пит-лайн: до сих пор толком не понял, за какое нарушение. Что-то мы не так сделали в боксах. После полуночи меня сменил Коля, а я лег спать.
- Что, вот так вот спокойно лег спать?!
- Ну да. А чего нервничать? Есть команда, надежные соратники, каждый знает, чем должен заниматься в той или иной ситуации. Заснуть в таких условиях - дело привычки, но для меня это все-таки уже третья 24-часовая гонка. Кроме того, спать заставляет сознание, что утром снова за руль, и ты обязан к тому моменту быть свеж и бодр, иначе рискуешь подвести команду. В данном случае ничего этого, увы, не понадобилось. В пять утра меня разбудили и сказали: можешь спать дальше - Джонс сошел с дистанции.
Экипаж YUKOS-RWS продержался на трассе 240 кругов или 13 часов 22 минуты 27 секунд. К тому моменту Стефан Дауди успел познать прелести отказавшей радиосвязи: на все запросы из боксов можно было ответить только морганием фарами - "да" или "нет". А Адам Джонс, заработавший в четыре часа утра еще два зачетных очка, на пит-стопе пожаловался: двигатель "перестал тянуть". Механики никаких неполадок не нашли, но через полчаса двигатель заглох - прощай, Спа-Франкоршам.
К слову, до того, как сошел наш экипаж, из борьбы выбыли еще двадцать два. А до финиша добралась ровно половина стартовавших. Лучшими стали Стефан Ортелли, Марк Лиеб и Ромен Дамас на "Порше-996". YUKOS-RWS, получив в сумме 4 очка, сохранила четвертое место в командном зачете чемпионата, до завершения которого осталось еще два этапа.
Обслуживающий персонал постоянно
мешал пилотам сосредоточиться.
Портрет команды (слева направо):
Стефан Дауди, Николай Фоменко,
Адам Джонс, Алексей Васильев.
Почти всю ночь наш "Порше-996"
реально претендовал на одно из
призовых мест.