Да рубль перевоз!
ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Грузовые возможности легковушки весьма скромны, однако багажник на крыше и прицеп позволяют существенно их расширить. Только где та грань, за которой выгоднее нанять "Газель"? Что в итоге рациональнее - загрузить в машину 350 кг поклажи, отправив домочадцев автобусом, нахлобучить вьюки на крышу или все же воспользоваться прицепом?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели натурные испытания с несколькими вариантами загрузки. Подвижной состав - Izh 2126 "Ода" с "шестым" мотором, обычный железный багажник на крышу и ступинский прицеп "Трейлер-8294Т" собственной массой 185 кг. Скорость движения 90 км/ч - не слишком быстро для легковушки, но, учитывая важность транспортной задачи, вполне реально. К тому же расход топлива на этой скорости известен владельцам любой модели автомобиля - легче сравнить и прикинуть результаты "под себя".
Маршрут - 50-километровый участок шоссе с заездами в обе стороны. Каждую ходку с грузом выполняем в двух вариантах: в установившемся междугородном режиме и с остановками через каждые пять километров - примерно так мы ездим по загруженным дорогам.
ЦЕМЕНТОВОЗ
Первый заезд - без багажника на крыше и прицепа. В салоне двое и 350 кг груза. Конечно, перебор в 110 кг, но вполне реалистичный. Бывает и хуже, когда частник грузит машину так, что резина в лепешку и от хода подвески остаются жалкие миллиметры. А у нас всего-то "семь мешков цемента". Точнее, мерных мешочков с чугунной дробью. Два - в багажнике, поближе к оси, пять - сзади на полу.
В загородном движении особых проблем нет. Машина неплохо разгоняется, почти не реагирует на боковой ветер (центр тяжести, похоже, опустился на днище), а накат, кажется, способен вынести на любую горку. Возросшая масса активно напоминает о себе лишь при торможениях - давить на педаль приходится намного сильнее. Расход бензина при равномерном движении уложился в почти паспортные 7,2 л/100 км. Превышение в 0,3 л отнесем на перегруз и небольшие спуски-подъемы.
Зато в рваном темпе, с остановками и последующими разгонами, бензин летит в трубу гораздо охотнее - 10,1 л/100 км. Что ж, чуда не случилось - частые разгоны требуют дополнительных вливаний топлива, в то время как при установившемся движении оно расходуется лишь на поддержание скорости.
КРЫША - НЕ ЧЕРДАК
Вторая серия заездов - для любителей "несущих" крыш. Общая масса груза та же - 350 кг, только часть его по-прежнему расположилась на полике, в багажнике, а часть - на крыше. В качестве верхнего балласта легкая, но объемистая хозяйственнная утварь, вполне типична для дачных перевозок.
На "межгороде" теперь ощущается небольшая раскачка: машина вынуждена толкать перед собой стену воздуха. Порывы бокового ветра и струи воздуха, отбрасываемые встречными и попутными фурами, ощущаются гораздо отчетливей. Завывание ветра в поклаже на крыше слышно даже через закрытые окна. Увы, органная эта музыка небесплатна - 100-километровый концерт вылился в дополнительные 1,6 литра.
То же, но с "антрактами" и последующими разгонами добавило 1,1 литра к тем 10,1 л, что израсходованы в аналогичных условиях без багажника.
Нелинейность увеличения расхода объясняется тем, что часть пути пройдена с меньшей скоростью во время разгонов-торможений.
АВТОПОЕЗД
Но не все грузы положишь в салон или на крышу. Песок, щебень, грунт и прочие сыпучие или колючие (стекловата) сподручнее везти в прицепе. Если груз компактен и не требует особых условий перевозки, высокий тент можно оставить дома.
Низкий лучше установить - это своего рода аэродинамический обтекатель. Расход бензина при равномерном движении с груженым прицепом без тента составил 10,1 л на сотню, а в нашем городском цикле - 13,1 л. Что ж, дополнительные 185 кг (такова масса прицепа) бесплатно ехать не будут, зато в машине остается место для пассажиров, да и груз - отдельно, что иногда решает дело. Кроме того, прицеп хоть и тянет машину назад, но избавляет ее кузов от перегруза - на шар сцепного устройства при правильном размещении поклажи приходится всего 50 кг, а возможное расшатывание кузова вперед-назад легко свести к минимуму аккуратным вождением.
В ПОЛНЫЙ РОСТ
Самый энергоемкий вариант - буксировка груженого прицепа с высоким тентом. Площадь передней стенки нашего составила 1,86 м2. На "проветривание" загородного воздуха у нас ушло 12,6 литра. Бег с препятствиями еще дороже - 14,1 л/100 км.
Что ж, вполне закономерные результаты. При движении с высокой скоростью львиная доля горючего тратится на аэродинамические потери, поэтому, взгромоздив на крышу дачный диван, лучше не торопиться. Тот же эффект дает фура на хвосте. Перегруз машины - деньги летят на разогрев шин и асфальта, а если при этом еще и лихо стартовать с перекрестков - на бесполезные с точки зрения транспортной работы разгоны. Обратите внимание, как ездят профессионалы-дальнобойщики: стрелка спидометра у них лишний раз не шелохнется! Кстати, на один и тот же маршрут при прочих равных условиях мастеру нужно горючего на четверть меньше, чем новичку.
ТОННО-КИЛОМЕТРЫ
Итак, с небольшим объемом перевозок владелец легковушки вполне справится самостоятельно. Пусть даже существенно растет расход топлива, быстрее изнашивается автомобиль и нужны деньги на покупку прицепа - до определенного момента это выгоднее, чем нанимать машину на стороне. В первом приближении день работы "Газели" обходится клиенту в тысячу-полторы рублей. Прицеп же стоит пятнадцать-восемнадцать тысяч, то есть без учета собственной работы, бензина, амортизации и существенно меньшей грузоподъемности окупится за двадцать дней! Иными словами, для регулярных перевозок нескольких сотен килограммов свой автопоезд гораздо выгоднее. Нескольких тонн - лучше нанять небольшой грузовик, а если объемы измеряются десятками тонн, ищите КамАЗ с прицепом - выйдет намного дешевле.
Плацкарта на крышу обошлась в 16 руб. на 100 км.
Багаж на крышу - деньги на ветер.
А еще говорят, что своя ноша не тянет!