Спортпрототип Fenix из России: победитель-долгожитель
Для начала определение. Спортпрототип – болид с закрытыми колесами, спроектированный исключительно для гонок. Отличается от легковых спортивных машин отсутствием серийного аналога, от формул – подобием кузова. Кокпит, чисто теоретически, двухместный. Как правило, второго сиденья в нем нет. Мало того, в гонках запрещено стартовать с пассажиром. С годами требование превратилось, по сути, в ограничение минимальных размеров кокпита.
Наш Fenix конструкции Игоря Ермилина – опытный образец спортпрототипа. Построен в единственном экземпляре в 2006 году. Раритет? Нисколько! Высокотехнологичная внешность похожих зарубежных машин не должна сбивать с толку. Как ни странно, спортпрототипы нередко становятся долгожителями. Например, британская фирма Radical успешно продает модель родом из 2002 года. Ее основа – пространственная рама из стальных труб, накрытая стеклопластиковым кузовом. Далеко не самое передовое техническое решение. Зато приборная панель и корпуса зеркал из углепластика. Цена начинается с 67 тысяч фунтов.
Чем примечателен отечественный болид? Да тем, что не отстал на вечность от зарубежных аналогов. Шасси разработано по международным требованиям к младшему классу прототипов, так называемому CN. Его рама смешанной конструкции: к каркасу из стальных труб приклепываются и приклеиваются алюминиевые сэндвич-панели. Толщина бутерброда металл-пенопласт-металл – порядка 50 миллиметров. Наполнитель из пенопласта в данном случае обеспечивает устойчивость алюминиевого листа. В итоге получается жесткая и прочная капсула, почти монокок. Немаловажно и то, что при такой технологии изготовления не требуется стапель и дорогостоящая оснастка. В годы создания прототипа это было одним из требований несколько противоречивого технического задания. Fenix должен был стать бескомпромиссно-гоночным и одновременно надежным и недорогим в производстве и эксплуатации. Расчетная цена автомобиля на тот момент составляла 30 тысяч евро при условии изготовления партии из двадцати штук.
Мотор и коробку передач Ермилину пришлось брать из тех, что в тот момент были доступны. А именно: двухлитровый двигатель Alfa Romeo мощностью 156 л.с. в паре с пятиступенчатой кулачковой коробкой передач Hewland LD 201. По сути, на шасси, соответствующее международным требованиям, установили силовой агрегат, пригодный только для российского использования.
Знатоки автоспорта наверняка обратили внимание – у спортпрототипов много общего с формулами. Так и есть, их роднят конструкция рамы, схема подвески, компоновочные решения. А чем они лучше? Стеклопластиковый кузов, прикрывающий колеса, прежде всего улучшает аэродинамику. Fenix проходил цикл испытаний в аэродинамической трубе Дмитровского автополигона. Причем не макет автомобиля, а полноразмерный болид! Cпарринг-партнером нашего прототипа стала Dallara F399 – Формула 3 итальянского производства. В данном случае столь любимый маркетологами коэффициент С х – величина непостоянная, поскольку гоночные машины имеют регулировки, позволяющие адаптировать их под конкретную трассу: можно менять углы атаки антикрыльев, дорожный просвет и т.д. Если сравнить несколько оптимальных вариантов регулировок, то аэродинамическое сопротивление спортпрототипа на 10-25 процентов меньше, чем у формулы.
За рубежом ценят гоночные автомобили. Спортпрототипы-одногодки нашего там покупаются и продаются. Их никто не гонит с трасс, они переходят из рук в руки, чтобы участвовать в гонках и трек-днях.
Наконец-то, и Fenix прервал музейное существование. Гонки, победа, почет. Пусть это станет тенденцией, а не единичным случаем. Спортпрототип всегда актуален и украшает соревнования любого уровня.