Главнее не бывает

ГЛАВНЕЕ НЕ БЫВАЕТ

ПОДШИПНИК СТУПИЦЫ

Готовя " Moskvich 2141" к длительному путешествию, владелец решил, кроме всего прочего, заменить подшипники в ступицах задних колес, казавшиеся подозрительными. Купил, не пожалев денег, фирменные, французские. И хотя сама работа несложна, поручил ее солидному сервису - ребята, дескать, дело знают...

На следующий день "Москвич", как на крыльях, устремился к южным морям. Но... не залетел дальше первой приличной СТОА, километрах в двухстах от старта: левое заднее колесо на своем языке завопило "караул!". Скрежет, визг, дым - особенно при торможении. Поэтому, заезжая в сервис, экипаж тешил себя тем, что оторвалась тормозная накладка. Копеечное, мол, дело: заменим - и поедем дальше!

Но сняли колесо, барабан, и версия - дешевая, удобная! - не подтвердилась. Зато тормозной барабан терся о щит! Но что позволило колесу сместиться внутрь?

Выпрессовали защитный колпак ступицы (см. на рисунке слева). Приглядевшись к стопорному кольцу 6, в его разрезе... не увидели канавки, в которой оно и должно стоять! Неужто на машине ступица без канавки? Зная "шутки" родного автопрома, нетрудно вообразить и такую. Но все было гораздо прозаичнее - автопроизводителей реабилитировали сразу же после разборки узла. Оказалось, кольцо стоит не в канавке, а левее ее, в цилиндрической части (спасибо сервису!). Результат: ступица не фиксировалась на подшипнике 4 - и вместе с тормозным барабаном и колесом получила возможность смещаться внутрь. (В противоположную сторону ее не пускает буртик.) Тормозной барабан уперся в края щита, а ступица - в его среднюю часть, что хорошо было видно по взаимному износу деталей. В движении они так сильно нагревались, что роскошный французский подшипник почернел, а при разборке ступицы рассыпался.

Итак, в данной конструкции колесо, если не застопорено, постепенно "ползет" внутрь. Не заметив этого, можно доездиться до полного износа буртика, удерживающего подшипник в ступице, - и тогда колесо получит полную свободу. На подходящем повороте оно запросто покинет машину.

Пришлось снова покупать подшипник, заменять... Морока! Но на этот раз кольцо поставили в канавку. Автовладелец, опытный человек, ругал себя: мол, доверился вчера халтурщикам, делал бы сам, так уже бы к морю подъезжал.

Кстати, владельцам переднеприводных ВАЗов тоже следует помнить о роли стопорного кольца в ступице. На рисунке справа показано заднее колесо. Здесь ступица имеет буртик, удерживающий подшипник с наружной стороны, а стопорное кольцо изнутри. Ненадежное (независимо от причины) кольцо может привести к потере колеса: подшипник останется на цапфе, а ступица сползет с него.

А теперь, извините, мораль... В автомобиле немало стопорных колец, среди которых трудно найти "самое неответственное" (снял, а узел работает как ни в чем не бывало!). Зато легко показать важнейшие стопорные кольца: это те, что удерживают на законных местах колеса. Безусловно, отказ тормозов или рулевого управления, поломка в двигателе - тоже опасны, но, пока колеса на машине и она нормально катится - есть шанс уцелеть. Потеря колеса, даже заднего, на высокой скорости грозит аварией - не каждый благополучно вырулит к обочине.

К сожалению, многие ответственные детали, в том числе двухрядные подшипники колес, зачастую продаются даже без приличной упаковки, не говоря уже о "сопутствующих" деталях. Заменяя подшипники, иные даже не подозревают, что гайка или стопорное кольцо - детали тоже "одноразовые". Причем - копеечные! Стоит ли рисковать, устанавливая старые, изношенные?

Фирменные зарубежные подшипники чаще всего продаются в комплекте с гайками и стопорными кольцами. Угадайте, почему? Правильно. Потому что "ихний" автомобилист расчетлив - рисковать жизнью ради смехотворной экономии не станет. А верней сказать, "ихний" автосервис дорожит своей репутацией и умеет считать деньги. Попади в аварию по вине мастеров - семь шкур со станции снимут, по судам затаскают и по миру пустят. А у нас - поди докажи.

Задние колеса "Москвича-2141" (а), VAZ 2108... 2110 (б):

1 - колесо; 2 - ступица; 3 - тормозной барабан; 4 - подшипник; 5 - цапфа; 6 - стопорное кольцо.

ИГОРЬ МИХЕЕВ

Подпишитесь на «За рулем» в