Ручная лепка

РУЧНАЯ ЛЕПКА

КРАН ПЕЧКИ "ЖИГУЛЕЙ"

Но сразу же возникает другая - подпольные дубликаты. Впервые мы столкнулись с суррогатом на редакционной машине, где кран пустил лужу, не отслужив и полгода (ЗР, 2002, № 3). Пришлось заводчанам усиливать защиту своей продукции.

Большинство подделок продается без упаковки. Причем в магазине они нередко соседствуют с оригиналом. Продавцы охотно объясняют: этот "голенький" ничуть не хуже "упакованного", зато вдвое дешевле. Ведь кому-то невдомек, что россыпью ЯВВА продукцию не выпускает. Некоторые умельцы копируют разноцветную коробочку, но с осторожностью - при сравнении разницу видно невооруженным глазом. Если сопоставить не с чем, поищите данные о производителе продукции и типографии, отпечатавшей упаковку. На "оригинале" - номер патента и адрес ЗАО "ЯВВА" (фото 1а), на подделке - в лучшем случае зазывные надписи: "срок службы - 10 лет, ресурс - 4000 циклов" (фото 1б).

С 2003 года заводчане уменьшили на 10 мм высоту корпуса "жигулевского" крана. С одной стороны - дополнительная защита от подделки (кому охота мастерить новый кокиль для литья?), с другой - повышается точность сборки, да и срок службы узла.

Но главное - внутри. Верные признаки "левого" товара - негерметичный дисковый узел, наспех склеенный бытовой эпоксидкой стык, отсутствие заводских клейм (фото 2). Если на привалочных поверхностях нет впадин и фланцев, центрирующих резиновые прокладки, перед вами опять-таки подделка (фото 3). Собранный кое-как узел часто заедает, флажок крана ходит туго. Чтобы обмануть покупателя, мошенники смазывают керамику солидолом - для покупки достаточно, а на автомобиле кто поймет, почему кран заедает: то ли тросик привода виноват, то ли погода.

До тех пор, пока правоохранительные органы не возьмут ситуацию под контроль, "ходовые" запчасти приходится выбирать с лупой. Впрочем, помимо "жигулевских", ЯВВА выпускает краны для "волг" (фото 4), "газелей" и КамАЗов - они еще не "освоены" мошенниками. Может, стоит купить про запас?

Зеленым цветом обозначены оригинальные детали и их фрагменты, красным - подделка.

На оригинальной упаковке - координаты завода-изготовителя и номер патента.

На подделке нет адресов - только рекламные лозунги.

На оригинальной детали отлито заводское клеймо, на подделке - ровная площадка.

На оригинальном кране фаски и пояски по отверстиям для центрирования резиновых прокладок.

Фланцы на подделке - гладкие.

Оригинальный кран в сборе с литыми патрубками для "Волги".

АНАТОЛИЙ БОГОМОЛОВ

Подпишитесь на «За рулем» в