советы бывалых

советы бывалых

Родился в 1951 году в Кустанае. Родители - авиационные специалисты, поэтому часто бывал в аэропорту. К технике и инструментам отец, начальник авиатехбазы, приучал с детства. В жизни это очень пригодилось. Первый автомобиль в семье - "Москвич-407" в 1958 году и второй VAZ 2101 в 1974-м, естественно, были отцовскими. За руль "Жигулей" я садился уже с 10-12 лет: в степи удобно и безопасно было ездить. Потом был уже мой "Мерседес-300D", с кузовом W123 - отличный аппарат. К 1998 году я работал уже старшим инженером лаборатории спецоборудования самолетов. Но тот аэропорт в Казахстане развалился, тогда перебрался в Россию. Теперь живу на исторической родине. Работаю в маленьком частном сервисе электриком, карбюраторщиком, диагностом, мотористом. Умею все - я ведь инженер, а это самообучающаяся система. Многое узнаю по книгам и журналам, в первую очередь, "За рулем", до чего-то дохожу своим умом. Кое-что, надеюсь, пригодится и другим автомобилистам.

При поиске мест постоянного короткого замыкания (КЗ) тока в электроцепях обычно несколько раз заменяют сгорающие предохранители, пока устранят причину. Гораздо меньше времени (к тому же без расхода предохранителей) уходит, если вместо предохранителя подключить лампу фары (50-60 Вт), расположив ее в удобном для обзора месте. Теперь при подаче питания лампа загорится полным накалом (ограничивая ток 4-6 А), если КЗ в данной цепи. Лампа не горит - КЗ нет. Если перегоревший предохранитель обслуживает несколько цепей (ламп освещения номерного знака, приборов, багажника и т. д.), включаем их последовательно, пока не доберемся до той, где лампа фары будет гореть полным накалом, сообщая о КЗ.

При поиске причины утечки тока (например, от аккумулятора) включаем маломощную лампу в разрыв его минусовой цепи. Когда она горит (при выключенных потребителях), указывая на утечку, вынимаем последовательно предохранители, отключая таким образом потребители. Если лампа погасла - утечки в данной цепи нет.

В "Жигулях" со временем изнашивается и отламывается лепесток-контакт, включающий звуковой сигнал в подрулевом переключателе. При ремонте обычно припаивают новый, самодельный лепесток. Я же вместо него припаиваю к заклепке под углом около 30° стык овального колечка (25х30 мм), которое сгибаю из пружинистой проволоки диаметром 0,8-1,2 мм, лучше латунной или медной.

Теперь подвижная пластина переключателя скользит по большей, чем прежде, площади контакта-кольца, благодаря чему обе детали меньше изнашиваются и служат гораздо дольше.

Д. КАРПОВ, НИЖНИЙ НОВГОРОД

Немало справедливых нареканий вызывают дверные ручки "Газели" - ГАЗ-2705. Потянул немного резче - крак, и надо отправляться в магазин запчастей. После третьей замены рассыпавшегося пластмассового корпуса, в котором крепится ось рычага, открывающего заднюю левую дверь грузового отсека, я поступил так.

Просверлил в ней сквозное отверстие под болт диаметром 5 мм, как показано на рисунке. Пропустил в отверстие болт, насадил на него рычаг и навернул с внутренней стороны двери гайку с контрящей шайбой.

Таким способом проблему решил раз и навсегда. Цена болту - рубль, так что мой ремонт в 70 раз дешевле нового узла в сборе.

Эстеты могут покрасить головку болта в цвет кузова.

А. КОРОТКОВ, ЧЕБОКСАРЫ

Координаты отверстия под болт, крепящий ручку.

О короблении фланца карбюратора в вазовских автомобилях и способах исправления этого дефекта не раз говорилось на страницах ЗР. Массивный корпус воздушного фильтра, вибрация и нагрев создают нагрузки, чрезмерные для гаек с небольшими шайбами. Попытки некоторых автолюбителей подтянуть их, чтобы устранить появляющуюся щель под фланцем, только увеличивают деформацию.

Выход прост. Пока не возникла эта неприятность, возьмите четыре подкладки под угловые гайки, которыми крепят клапанную крышку в "Жигулях". Рассверлите отверстия в них до диаметра 8,2 мм и установите вместо штатных шайб под гайки, крепящие карбюратор. Увеличившаяся таким образом площадь прижима сохранит плоскостность фланца.

В. ГРИГОРЬЕВ, ОМСК

Угловая подкладка под гайку.

В VAZ 2110 на четвертом году эксплуатации при попытке заменить отказавший включатель ламп заднего хода обнаружил, что сорвана резьба для него в коробке передач. Я вышел из положения так.

Отверстие в коробке заглушил, для чего вставил неисправный включатель и обмазал обезжиренное место соединения пастой "холодная сварка". Новый включатель закрепил на скобе, вырезанной из алюминиевого профиля, с помощью квадратной шайбы (чтобы датчик не выворачивался) и эпоксидного клея, как показано на рисунке. Скобу прикрутил к одной из шпилек в тоннеле, куда входит рычаг переключения передач, как показано на фото 1. При включении заднего хода рычаг нажимает на шток переключателя (фото 2), и лампы заднего хода загораются. Эта система работает четко и надежно.

У. ИЛЬЯСОВ, УФА

От отдела эксплуатации. Прежде чем переносить включатель в тоннель по примеру автора, попробуйте восстановить резьбу в коробке с помощью "холодной сварки" (некоторые препараты это позволяют). Как правило, прочности ее достаточно для надежного крепления переключателя.

Нейтральное положение рычага переключения передач.

Рычаг в положении "задний ход" нажимает на шток включателя.

Скоба с переключателем.

Чтобы автомобильная аптечка в пластмассовом корпусе не елозила по задней полке и была всегда на виду, достаточно наклеить на коробку и полку по кусочку застежки-"липучки", используя двустороннюю липкую ленту. Таким способом аптечку можно закрепить хоть на вертикальной плоскости, только "липучки" надо взять побольше.

Д. ТИМОФЕЕВ, УЛЬЯНОВСК

Подобрать правильно цвет краски при ремонте кузова довольно трудно - высохнув, она меняет оттенок.

Чтобы увидеть, как краска будет при этом выглядеть, нанесите ее на прозрачное чистое стекло и посмотрите с обратной стороны. Обычно совпадение цветов бывает полным.

И. ВАСИЛЬЕВ,

В "Оке" бензопровод проходит через салон, и если в нем сыро, трубка ржавеет, отчего через два-три года машина наполняется стойким запахом бензина. (У меня это произошло под ногами переднего пассажира.)

Установил новую трубку и защитил ее от коррозии: надел шланг подходящего диаметра, закрепил хомутами.

Другие трубки обработал "Мовилем". Поездил, проверил - теперь трубопровод сырости не боится.

С. ПРОКОФЬЕВ,

Если вы решили установить противотуманные фары на "Жигули" VAZ 2104, 2105, 2107, подключите их по приведенной схеме, чтобы согласно требованиям ПДД они зажигались только при включении ближнего света.

Для этого в жгуте салона от провода ОЧ (оранжевый с черной полосой) контакт 3 разъема Ш3 (Ш3-3) ставим перемычку на разъем Ш4-5. В моторном отсеке на правый брызговик устанавливаем автомобильное реле 113.3747 и подводим к его контакту 85 провод от разъема Ш11-8. От контакта 86 реле провод закрепляем на "массе". От контакта 87 прокладываем провод сечением не менее 1,5 мм2 к разъему Ш9-3. Проводом такого же сечения подсоединяем правую фару к Ш9-1, левую - к Ш7-1. Плюс на контакт 30 реле можно подать или от генератора, или от разъема Ш9-2. Теперь будут задействованы резервные предохранители № 3 и 4.

Н. ИЛЕНДЕЕВ,

Схема подключения противотуманных фар в "жигулях" VAZ 2104, 2105, 2107. Hl1 и Hl2 - правая и левая противотуманки; К1 - реле 113.3747.

Чтобы заменить тормозную жидкость или прокачать систему без помощника, нажимающего по команде на педаль тормоза, я поступаю так.

Вместо штатной крышки бачка гидропривода ставлю свою (от канистры из-под масла) с закрепленным на донышке вентилем от шинной камеры или колеса. Сильно накачиваю шинную камеру и соединяю ее с вентилем на крышке отрезком медицинского шланга, который туго надевается на вентили.

Создав таким образом давление в системе, отворачиваю штуцеры на рабочих цилиндрах и выпускаю жидкость. Разумеется, по мере необходимости надо доливать жидкость в бачок и подкачивать камеру.

Д. БЫКОВ, КИЕВ

Авторов "Советов бывалых" для получения гонорара просим указывать фамилию, полные имя и отчество, дату и место рождения, адрес с почтовым индексом, серию и номер паспорта, кем и когда он выдан, а также контактный телефон.

Pедакция

Подпишитесь на «За рулем» в