«Платон» подсчитал первые ошибки и миллионы
Критика от профессионалов
В системе «Платон» на сегодняшний день уже числится 600 тыс. транспортных средств, или 60% всего парка 12-тонников. Крупные автокомпании, которые владеют 50 и более автомобилями, зарегистрированы на 90%. Казалось бы, все в порядке, и автоперевозчикам остается лишь смириться и спокойно продолжать работу. Но, несмотря на крайне позитивный настрой Росавтодора и компании-концессионера «РТ-Инвест Транспортные Системы», по всей стране продолжаются крупномасштабные митинги и забастовки дальнобойщиков. Систему запустили в спешке, словно боялись не успеть собрать лишних миллионов, а в итоге сбои системы и паника в офисах «Платона». «У нас не было выхода, – разводят руками чиновники и бизнесмены из «РТ-Инвест Транспортные Системы». – Даже если бы мы сделали тестовый период, все бы все равно озаботились этим вопросом в последний момент. Вон, в Европе, в Австрии, аналогичную систему запустили вообще 1 января».
Однако в Европе не припомнят такого единодушия в протестах дальнобойщиков. Ежедневно поступают сводки о десятках пикетов водителей в разных уголках страны. Водители утверждают, что и так платят транспортный налог и акцизы, а дополнительные сборы приведут лишь к росту цен и разгонят инфляцию. Не говоря уже о дополнительной нагрузке на малый и средний бизнес. Одна из самых крупных акций ожидается от дальнобойщиков из Дагестана. Если она все-таки состоится, то колонна из нескольких десятков фур приедет оттуда в Москву 30 ноября и перекроет движение по трассам. Однако в Росавтодоре продолжают хранить спокойствие и утверждают, что за все время подготовки и запуска «Платона» самые крупные акции протеста водителей по всей стране собирали не более 2–2,5 тыс. человек за раз. А участвуют в них, главным образом, те автоперевозчики, которые не платят налоги и боятся, что все их нелегальные доходы придется выводить из тени. Что касается Дагестана, утверждают в Росавтодоре, то там взаимопонимание уже найдено, и конфликт исчерпан.
Тем не менее критика в адрес ведомства продолжает сыпаться со всех сторон. Ранее представители ряда автоперевозчиков и профсоюзов уже заявляли о том, что попытки получить дополнительные способы пополнения дорожного фонда приведут к инфляции. Однако от этих аргументов чиновники отмахивались. Что, мол, понимают простые водители в экономике?
Но тут неожиданно выступил глава Сбербанка Герман Греф, который не только заявил, что система введена в работу с проектными ошибками, но и предсказал негативное влияние на логистику в стране, а также на ассортимент товаров и цены в магазинах, что особенно остро почувствуется накануне Нового года. Заинтересовались «Платоном» и в ФАС. Антимонопольщики считают, что любое дополнительное обременение тяжело переживается бизнесом, особенно малым и средним, который может просто не выжить. Так что служба намерена вести пристальное наблюдение за взиманием платы.
Штрафы снизят, но позже
Ожесточенно отбиваясь от критики, в Росавтодоре тем не менее вынуждены были признать ряд ошибок, которые могут серьезно аукнуться автоперевозчикам совсем скоро. Так, одной из претензий, которая пока не проявила себя в полную силу, стали огромные штрафы за неоплату проезда. Напомним, что согласно действующим правилам при проезде фуры без оплаты через рамку контроля ее фотографирует один из сотни спецавтомобилей. В этом случае штраф для индивидуальных предпринимателей и ответственных лиц составит 40 тыс. и 50 тыс. руб. соответственно. В случае с юридическими лицами все еще хуже – 450 тыс., а за повторное нарушение придется заплатить аж миллион рублей. То есть о выручке за квартал можно смело забыть.
Заместитель главы Росавтодора Дмитрий Прончатов заявил, что размеры действующих штрафов ведомство считает неэффективными, но актуализировать их вовремя не успело. Новые, куда более человечные штрафы, должны прийти на смену старым в начале декабря, не раньше. Теперь чиновники предлагают так называемую плоскую шкалу, которая будет действовать для всех – и для юридических лиц, и для физических. За первый проезд без оплаты будут штрафовать на 5 тыс. руб., а за повторный – на 10 тыс. руб. Почему систему сначала запустили, а о штрафах решили вспомнить потом – вопрос риторический. Прончатов лишь оправдывается, мол, его ведомство просило депутатов принять закон, но произошла накладка, и обещает эту «недоработку» устранить.
Моратория на штрафы нет. Обжаловать в суде
Еще одна волна недовольства на фоне полного непонимания ситуации возникла после противоречивых данных о якобы полной отмене штрафов. Информацию еще за три дня до запуска «Платона» распространил сам Росавтодор, разослав в СМИ сообщения о том, что до 1 мая 2016 года за пределами Московской области владельцев грузовиков штрафовать не будут. Причем ни «юриков», ни «физиков». Новость попала в информагентства, но позже Росавтодор удалил сообщение и заявил, что при неоплате проезда зафиксированное правонарушение будет направлено в Госавтоинспекцию.
Получается, все, кто поверил сообщениям, могут начать получать еще «старые», разорительные штрафы. Равно как и те автоперевозчики, которые не смогли оплатить дорожные карты во время массового сбоя «Платона» в момент его запуска и попались на этом. Кроме того, многие дальнобойщики рассказали «За рулем.РФ», что полученные бортовые устройства оказались бракованными, и вышедшим на маршрут водителям приходилось возвращаться назад.
Разбираться с такими ситуациями в Росавтодоре советуют тремя способами:
- Во-первых, написать жалобу на сайте «Платона» и надеяться, что неправомерно выписанный штраф отменят.
- Если это не поможет, обжаловать штраф в ГИБДД.
- А если и это не получится, решать вопрос в суде.
Куда ушли деньги?
Чтобы хоть как-то внести ясность, на что же будут потрачены собранные с 12-тонников деньги, Росавтодор рассказал, какие объекты могут реконструировать в ближайшее время. Так, предполагается поддержка строительства Лискинского тоннеля в Воронежской области, путепроводов через железнодорожные пути в Тверской и Ленинградской областях, моста «Фрунзенский» в Самарской области и реконструкции моста «Ворошиловский» в Ростове-на-Дону, реконструкция Гоголевского путепровода в Петрозаводске, а также строительства и реконструкции автодорог на Северном Кавказе. Конечно, объекты, которые требуют ремонта, найти в России не так трудно, ведь только 37% региональных и муниципальных дорог на сегодняшний день соответствуют нормативам. При этом объем ежегодного финансирования дорожной инфраструктуры в регионах составляет всего 13-15% от фактической потребности. Негусто. Но означают ли эти цифры, что во всем виноваты только дальнобойщики?