Тест системы мониторинга давления в шинах Fobo Tire
Тема мониторинга давления в шинах (Tire Pressure Monitoring System, TPMS) не нова. Пионер в этой области — США — они начали внедрять его в серийные автомобили еще в конце 1990-х, а в 2008-м мониторинг стал обязательным для всех продаваемых на местном рынке легковушек и LCV. В своем развитии TPMS прошла ряд стадий: от iTPMS (indirect TPMS — «косвенная» система, когда датчики ABS анализируют частоту вращения колес и выдают ошибку при изменении их геометрии) до dTPMS (direct TPMS — «прямая» система, когда в колеса устанавливаются специальные клапаны с датчиками давления). Обе серийно встречаются в современных авто по сей день. Обе имеют как плюсы, так и минусы.
К концу 2000-х подоспело еще одно решение — колпачки, накручивающиеся на вентиль подкачки колеса и имеющие цветовой индикатор давления. Дешево (каждый датчик стоил примерно 15 долл.), но тоже не без греха — колеса постоянно приходилось осматривать перед поездкой.
И тут мы с вами подошли к решению, которое лежало на поверхности. Производители автоэлектроники смекнули: а что если передавать данные с этих датчиков «по воздуху» на специальный блок-приемник? Да еще оснастить его дисплеем для пущей информативности. Сказано — сделано. Если первые такие девайсы позволяли лишь изучать данные на мониторе, то информация с Fobo Tire, попавшего к нам на тест, всегда у вас в кармане посредством Bluetooth. А давление в шинах можно узнать, заглянув в специальное приложение на вашем смартфоне.
Зачем вообще автолюбителям знать, какое давление в колесах машин? Во-первых, для собственного комфорта и спокойствия. Представьте ситуацию: собираетесь на важную встречу, выбегаете из дома, а перед подъездом вас ожидает неприятный сюрприз — колесо спустило. Или чего хуже — машина вовсе без колес (такое в нашей стране все еще возможно!). Тут, правда, делайте поправку на ограниченный радиус действия Bluetooth (производитель обещает до 30 м). Не говоря уже о проколе на ходу: случись такое на 100 км/ч, и последствия трудно будет предсказать. В Американской национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA) подсчитали, что только в 2011 году из-за несоответствующего нормам давления в шинах на американских дорогах погибло более 600 человек.
Недокачать или перекачать?
По данным NHTSA, недокачанные шины испытывают большую нагрузку на боковины, что приводит к увеличению расхода топлива, ухудшению управляемости, увеличению тормозного пути, росту теплообразования и, как следствие, быстрому разрушению шины (образованию трещин, отслоению резины, разрыву). С другой стороны, перекачанные шины подвергаются большему риску повреждения выбоинами в асфальте или различными предметами, валяющимися на дороге. Перекачанные шины тоже ведут к увеличению тормозного пути из-за сокращения площади контакта с дорожным полотном и потери сцепления, а также к нестабильному поведению транспортного средства. Как недостаточное, так и избыточное давление может привести к неравномерному износу протектора, что снижает срок службы шины. Тоже посчитано. Согласно упомянутому выше исследованию 2011 года, более половины (55,6%) машин на американском рынке 2004-2007 годов выпуска (когда наличие TPMS еще не было законодательно утверждено) имели давление в одном или нескольких колесах более чем на 25% ниже, чем это регламентировалось производителем.
Важно знать: указанное производителем на стойке водительской двери оптимальное давление в колесах актуально для холодных (!) шин. Понятие «холодные» от сезона к сезону может меняться, поэтому рекомендуется регулярно проверять давление на отстоявшемся авто.
Общение с Fobo Tire (малайзийский производитель предлагает также модель Fobo Tire Plus, максимальное измеряемое давление в которой уже не 3,5 бара, как в нашем случае, а 6) начинается со скачивания одноименного приложения из AppStore или Android Market. Формально, нужно оно лишь для предварительной настройки устройства — впоследствии можно пользоваться индикацией на блоке-приемнике. Но она укажет на проблемное колесо, не более того.
Важно знать: как правило, рост температуры в шинах на каждые 10 °C соответствует росту давления воздуха на 0,07 бара.
1 Bar = 14,5 Psi = 100 Kpa = 1,02 Kgf/cm 2
Следующий подвох ожидал меня с наступлением русской зимы. Ну как зимы — ночью температура опускалась не ниже —2°C. Видите ли, заявленный диапазон, при котором работоспособны датчики, — от —40 до +85°C. Но есть нюанс: абсолютно новая батарея высаживается в них за неделю — Bluetooth требует жертв. Производитель, конечно, предупреждает пользователей в инструкции, что холода и частое принудительное обращение к информации с датчиков влекут за собой быстрый выход батарей из строя. Имейте в виду, что до двух лет работы, о которых говорится в описании продукта, намерили при +25°C.
После мойки автомобиля тоже не все ладно. Производитель утверждает, что датчики защищены от воды по стандарту IP57. Напомним, цифра «5» в этом обозначении говорит о защите от струи воды с любой стороны (не капли, а именно струи), «7» — гарантирует защиту от погружения при определенной длительности и под определенным давлением. По факту после мойки трое из четырех датчиков стали выдавать ошибку до тех пор, пока машина не проехала пару километров. Визуальные оповещения при этом сопровождаются писком зуммера на блоке-приемнике.
Цена такой игрушки — 11 950 руб. Если вы управляете чем-то более серьезным, нежели легковушка, то вариант Fobo Tire Plus c давлением до 6 бар обойдется уже в 15 500 руб. Из прямых конкурентов на рынке сегодня мне удалось найти лишь Parkmaster TPMS-8886, работающий абсолютно по схожему принципу и также имеющий мобильное приложение для обработки данных. Прочие известные системы dTPMS с датчиками-клапанами обойдутся дороже, к тому же для их установки потребуется произвести шиномонтаж. Зато не придется менять регулярно батареи.
ПЛЮСЫ: контроль за давлением в шинах со смартфона, не требует шиномонтажа МИНУСЫ: «сырое» мобильное приложение, быстрый разряд батарей в датчиках, посредственная влагозащита