Гоним Land Rover Discovery на Колыму
Колыма – край удивительный. Это боль и богатство России: страшные лагеря и золотые кладовые. Куда ни глянь, всюду следы преступлений ГУЛАГа и надругательств над природой в поиске драгметаллов. Дороги на Колыме построены еще заключенными, и с тех жутких времен мало что изменилось. Всё те же насыпные щебенчатые трассы (щебенка темная, словно накрошена из надгробных плит), подправленные грейдерами и раскатанные грузовиками. Если зэк умирал на строительстве дороги, зачастую тело просто присыпали мерзлым грунтом, – поэтому местные говорят, что колымские трассы построены на костях.
Официально считается, что все дороги Магаданской области имеют твердое покрытие, но асфальт красуется только на отдельных парадных участках, близ населенных пунктов и на больших перекрестках. Разумеется, в числе асфальтированных – дорога из аэропорта Сокол в Магадан, улицы столицы края и нечастых райцентров. На колымских трассах выживают лишь грузовики да вседорожники. Колыма – место не для слабых людей и машин. Но для Discovery в самый раз.
– Чуть правее руль – и проходим! Евгений выскочил из ползущей вверх по склону машины, протискивающейся между выходами скальных пород, и стал подбадривать меня жестами. Discovery, переваливая через полуметровые валуны, продолжал восхождение к туманной вершине Марчеканской сопки. До сих пор я не верю, что смог проехать здесь на автомобиле.
Евгений – инструктор магаданского клуба «4×4». Нам он помогал осваивать езду по, казалось бы, безнадежному бездорожью. К счастью, Discovery многое умеет сам. Достаточно включить нужный режим системы Terrain Responce – и он протиснется, проползет (даже вброд) там, где это кажется невероятным. Главное – четко представлять себе предел его возможностей. Инструктор этот предел знает. А водителю «англичанина» нужно только решиться полезть на эти камни – остальное сделают мощный турбодизель, полный привод, длинноходная пневмоподвеска и продвинутая электроника. Даже на педаль газа, как выяснилось, можно не давить.
Уезжая с Колымы, поймал себя на мысли, что каждый россиянин должен хоть раз побывать в этом суровом и прекрасном краю, ставшем синонимом силы духа. В моих глазах Discovery может считать себя состоявшимся россиянином.
Из словаря колымских водителей
- Алиментный – дополнительный прицеп к тягачу.
- Баллон – автомобильная шина.
- Бутара – приспособление для промывки золотоносного песка в русле реки.
- Верёвка – вереница машин.
- Гальмануть, ударить по гальмам – резко затормозить.
- Колымбак – дополнительный бак, расположенный, как правило, за кабиной тягача или под самодельным спальным местом. Емкость – около одного кубометра.
- Налив – автоцистерна, обычно бензовоз.
- Люлька – большая волна на дороге.
- Намыть – добыть золотого концентрата.
- Секанул, выписал сечку – сломался на трассе.
- Судорога, гребёнка – плохая дорога.
- Тёщин язык – крутая петля с изменениями высоты.
- Тычок – резкий перепад высоты на трассе.
- Тягун – плавный долгий подъем.
- Хапнуть – сойти одним (как правило, правым передним) колесом в мягкий грунт или снег, после чего уже неуправляемый автомобиль уходит с трассы в снег или болото.
- Шлифануть – забуксовать на подъеме.
- Эфеля – промытый грунт крупной фракции, а также спитая чайная заварка.