Skoda 1202 STW: санитарка из прошлого
Помню, в самом начале 1970‑х, мальчишкой, увидел на московской улице универсал-иномарку. Обошел вокруг и не поверил своим глазам! Опознать марку Skoda было несложно, но у машины оказалось три боковые двери – две справа и одна слева. Я всё ходил вокруг и никак не мог понять, как такое может быть. Это и была Skoda 1202 STW, почти такая же, как эта.
ТРУБА ЗОВЕТ
Дверей универсалы Skoda этого семейства действительно имели четыре, а боковых – три. Думаю, из экономии: задние пассажиры, коль захотят ехать, пролезут, ну а санитарке левая задняя и вовсе не нужна.
История этой модели началась в далеком 1952 году, когда национализированный завод Skoda стоял на распутье: руководство централизованной социалистической экономики решало, что, сколько и на каком заводе делать. Мало кто помнит теперь, что в те годы в Млада-Болеславе помимо первой послевоенной модели 1101 Tudor собирали седаны Tatra T600 Tatraplan и даже полноприводные грузовики Tatra 805. Тем не менее завод выдал-таки новую модель – то была Skoda 1200. Эта первая в истории фирмы машина с цельнометаллическим кузовом построена по довоенной схеме – с хребтовой, трубчатой рамой и независимыми подвесками на поперечных рессорах. Мотор объемом 1,2 л развивал 36 л.с. Именно на базе этой модели и стали делать универсалы, фургоны и санитарные автомобили. Универсалы обозначали буквами STW (station wagon). Производством грузопассажирских версий занимался в основном филиал в городе Врхлаби.
В 1955 году модернизированная Skoda 1201 получила мотор мощностью 45 л.с. Седаны сняли с производства в 1958‑м, а хозяйственные модификации жили куда дольше. Преемником семейства 1201 и стала Skoda 1202 STW, дебютировавшая в 1961 году. Большая площадь остекления, передок в стиле удачной легковой модели Skoda Octavia – но под измененным кузовом скрывалось всё то же шасси. Мощность двигателя подняли до 47 л.с., а в 1969‑м – до 51 л.с. Машину выпускали до 1974 года, за все время сделали 60 141 экземпляр разных модификаций.
Skoda 1202 STW, на которой поездил я, – родом из 1968 года, далеко не самого спокойного и благополучного для Чехословакии.
ZÁCHRANNÁ SLUŽBA
На двери написано по-чешски: «Служба спасения, Прага». Но чехи такие машины называют sanita или sanitka – несложно перевести, правда?
Невольно сравниваю «санитку» с санитарной Волгой на базе ГАЗ‑22. Наша машина немного просторнее, рядом с больным могут ехать двое. Правда, запаска спрятана за левой задней дверью, отнимая место у больного и медиков, а у Шкоды она ловко пристроена в нише под полом. Такое решение появилось у нас лишь на ГАЗ‑24-02 и, соответственно, на его санитарной модификации. Там, где в Волге-санитарке запаска, в Шкоде – полка для лекарств и медицинского оборудования. У Волги в санитарное отделение выходит воздуховод отопителя, а в Шкоде стоит вторая печка.
Мотор у Шкоды скромный, 47‑сильный, объемом 1,2 л. Зато коробка передач четырехступенчатая, а не трехступенчатая, как на Волге, да и подвеска полностью независимая.
Чешская скорая не так уж скора – Волга пошустрее будет. Люфт руля (явно увеличенный долгой жизнью), неторопливая вальяжная реакция машины на его повороты, неидеальная четкость переключения коробки (синхронизаторы были только на трех высших передачах) – всё это вполне типично для большинства массовых автомобилей 1960‑х. Скорости тогда были существенно ниже, плотность движения несравнима с нынешней – невеликой обзорности и вяловатых тормозов хватало даже карете скорой помощи.