Мимс-98: слет оптимистов
АКТУАЛЬНО!
МОТОР-ШОУ
МИМС-98: СЛЕТ ОПТИМИСТОВ
В конце августа, когда экономические бури и политические шторма разыгрались в полную силу, МИМС-98 оказался одним из немногих островков праздничного оптимизма.
Аркадий АЛЕКСЕЕВ, Антон ЧУЙКИН. Фото Владимира Князева и Александра Полунина
По правде говоря, иным он и не мог быть - неофициальный автосалон в стране, переживающей один из наиболее трудных этапов своей истории. Здесь представляли свою технику именно те, кто верит в светлое будущее российского рынка. А пришли увидеть ее пожелавшие уже сегодня ощутить контуры этого будущего. И - о чудо - и тех, и других собралось немало!
Более того, вся атмосфера мотор-шоу - пресс-конференции фирм, толчея на стендах, ажиотаж возле самых приметных экспонатов, большой, без всякого преувеличения, интерес средств массовой информации к МИМС-98 - все это было проникнуто духом оптимизма, столь нужного в трудное для людей время.
Проявилось это и в одном из самых кульминационных моментов выставки - присуждении и вручении главной официальной награды МИМС-98 - Гран-при "За рулем" и специальных призов журнала. В этом году, когда отмечалось его 70-летие, Гран-при тоже отпраздновал свою первую круглую дату - его вручали в пятый раз. И мы не без некоторой гордости могли констатировать, что интерес участников выставки - зарубежных и российских - к нашему Пегасу, стремление претендовать на него растет год от года.
На этот раз жюри единогласно присудило Гран-при фирме "Вольво" за мировую премьеру автомобиля S80. Специальные призы заслужили четыре известные фирмы - ГАЗ, ВАЗ, "Мицубиси" и "Шкода".
Вручение наград проходило на вечере в "Синем зале" Экспоцентра, посвященном юбилею журнала, а получали их первые лица - президенты АО "ГАЗ" и АО "АвтоВАЗ" Николай Пугин и Владимир Каданников, брендменеджер "Вольво Кар Интернешнл" Ингве Лундин, глава представительства "Шкоды" в России господин Амиран Лолуа, председатель правления ЗАО "Рольф-Холдинг" - официального импортера "Мицубиси" в России - Сергей Петров.
Гран-при награждена фирма "Вольво" (Швеция) за мировую премьеру автомобиля S80 - базовой модели нового семейства, содержащей уникальные технические решения, а также за постоянную активность на российском рынке.
Специальный приз вручен АО "ГАЗ" (Россия) - за представленные образцы перспективных моделей "Волги", успехи в развитии производства и международном сотрудничестве.
Специального приза удостоено АО "АвтоВАЗ" (Россия) за создание автомобиля "Нива" VAZ 2123 - базовой модели нового семейства вседорожников и развитие опытно-промышленного производства, разработавшего перспективные прототипы.
" Хёндэ Соната IV" - всего через два года после премьеры "Сонаты III"!
"Лада-Ока-2" на фоне десятой серии выглядит творением футуристов.
ЗИЛ-432730 - уже не "Бычок", а скорее, "Бульдожек".
"Протон-Путра". Вроде бы, "Путра" - "Сын"?
Специальным призом отмечена фирма "Мицубиси" (Япония) - за создание оригинальной модели компактного мини-вэна "Спейсстар", чьи конструкция и цена отвечают запросам российского рынка.
Городской автобус из Волжского может вместить до 100 человек.
"Москвич-Калита". Это фото ему изрядно льстит - в жизни он куда менее импозантен.
Специальный приз получила фирма "Шкода" (Чехия) - за российскую премьеру автомобиля " Шкода Октавия Комби", успехи в развитии дилерской сети в России и гибкую ценовую политику, учитывающую интересы российского потребителя.
"Тойота-Хайэйс": формально - прототип, реально - готовый микроавтобус.
" Дайхатсу Териос", помесь микровэна и вседорожника.
Тот самый новый "пазик" 3209 (его макет показан на с. 54-55).
"Крайслер-300 М". Стиль и аэродинамика.
А теперь самое время отправиться по выставке.
" Дэу Такума" - пока еще концепт.
"КИА-Энтерпрайз" - расчет на бизнесменов средней руки?
"Тойота-Лендкрюйзер-100" - свежайший вседорожник.
Самый первый "Рено" - фирма отмечает свое 100-летие.
Самосвал "Хёндэ-HD-270": весит 10 т, а везет все 20.
"Крайслер-300 М". Стиль и аэродинамика.
ИНОСТРАНЦЫ
Как мы уже отмечали в материалах, посвященных МИМС-98 (ЗР, 1998, № 8), эта выставка дала возможность выделить из большого ряда фирмы, считающие перспективным свое присутствие в России. Заметим с удовлетворением: число зарубежных автопроизводителей по сравнению с МИМС-96 заметно возросло. Впервые мы увидели стенды "Дайхатсу" и "Исудзу", одумалась "Рено", подтянулись "Брабус" и "Сузуки". Не беда, что зачастую инициативу проявили не представительства тех или иных фирм, а дилеры. Значит, есть уже у нас немало твердо стоящих на ногах и цивилизованных торговцев зарубежной автотехникой. Опасения же, что в этом случае основу экспозиции составят лишь тщательно натертые полиролем машины из шоу-румов и торговых залов, оправдались лишь в малой степени: на стендах чаще всего красовались совсем новые модели и среди них - справившие свои премьеры в этом году! Примеры? Пожалуйста: " Крайслер 300М" ("Детройт-98"), " Хёндэ Соната IV" ("Турин-98"), "Мерседес 55G-AMG" и " Шкода Октавия Комби" ("Женева-98").
О единственной среди иномарок мировой премьере Московского мотор-шоу " Volvo S80", мы упомянули вначале, к тому же нашим читателям она уже хорошо знакома (ЗР, 1998, № 9). Но немало и других машин посетители МИМС-98 впервые смогли увидеть "в натуре", скажем, " Дайхатсу Териос" или новейшую "опелевскую" "Астру".
Что ж, отрадно, что есть фирмы и крупные дилеры, которые относятся к нашему рынку действительно всерьез. И все-таки в своих действиях они более чем осторожны. Это бросается в глаза, если обратить внимание на прототипы и концепт-кары. Да их почти не было - скажет вам любой посетитель выставочного комплекса на Пресне. Вот именно! Разве что "Дэу" представила относительно свежий концепт "Такума". Кабриолет "Линкс" от "Форда" позволил вспомнить о прошлогоднем стенде фирмы, вряд ли кого обманула надпись "прототип" на новеньком микроавтобусе "Тойота-Хайэйс" - по сути, это не взлет фантазии дизайнеров и конструкторов, а вполне готовый к выпуску автомобиль.
А что заслуживающего внимания представлено на "грузовых" и "автобусных" площадках, размещенных вне павильонов? "Гранды" - ведущие европейские грузовые фирмы - не выставили ничего неожиданного. Скромно отметились "Скания" и грузовое отделение "Мерседеса", рядком стояли знакомые семейства ИВЕКО, обоюдную незаинтересованность демонстрировали посетители мотор-шоу и представители грузовых "Рено". Масштабная экспозиция "Вольво Трак", увы, не была украшена новинкой фирмы, машиной FM, идущей на смену заслуженному семейству FL (невзирая на это обстоятельство, мы познакомим вас с новым "шведом" уже в следующем номере). Германский МАH представляло СП с белорусским МАЗом.
Задержимся немного на стенде "Татры": известная фирма в этом году - юбиляр. Первый грузовик (больше похожий на вагончик) был создан на предприятии в Копрживнице ровно 100 лет назад, но вот более чем скромная экспозиция чешского завода никак не напоминала о его вековой истории. Разработанный специально для России "Ямал" - "капотник" на базе 815-й модели - рискует стать завсегдатаем выставок, но никак не карьеров (хотя к этому его вроде бы обязывает название). Очень хорошую репутацию у нас в стране завоевали "татры", а продажи идут ни шатко ни валко (несколько сотен машин в год), в чем представители фирмы склонны винить богатых западных конкурентов.
Совершенно неожиданно привычный ряд "грузовых марок" разбивают автомобили "Хёндэ". Возможно, после завершения процедуры сертификации их ждет на нашем рынке неплохое будущее - по сравнению с европейскими одноклассниками они раза в полтора дешевле, а по сравнению с нашими... Собственно, наших-то и нет, разве только... КрАЗ. Тяжелые шасси и самосвалы, готовые нести на себе 20-30 тонн, с мощными дизелями 340-410 л.с., оснащенные удобными кабинами, без "лишней" электроники - была бы надежность, будет и спрос. Кстати, говорят, в Грузии такие машины без поломок проработали уже 60-70 тысяч километров. Корейцы и здесь наступают...
НАШИ
"Все, что есть в печи - на стол мечи" - эта старинная поговорка как нельзя лучше дает представление об экспозиции наших автозаводов. Им-то не до осторожности - удержать планку спроса нужно практически любой ценой. И ВАЗ извлекает "из запасников" все, чего широкая публика еще не видела: и "Тарзан" - кузов 2108 на шасси "Нивы", и макет "Оки-2", космически далекий от серийного производства. Тем не менее, на стенде ВАЗа оказалась и настоящая мировая премьера - "Нива" VAZ 2123, представленная в июньском номере "За рулем". Одну машину тольяттинцы все же утаили - вероятно, лишь на следующем Московском автосалоне впервые появится ВАЗ-1119 - он проходит сейчас всесторонние испытания.
Примерно такой же тактики придерживался и Горьковский автозавод. На стенде в павильоне "Форум" - три премьеры, три прототипа - "одиннадцатая", "третья" и "четвертая" "волги" (ЗР, 1998, № 8). А на площадках возле павильона, по сути, вся производственная программа - от "Атамана" до "Соболя". Здесь же в "Форуме" - и возле него - друзья-"иностранцы": ФИАТы от "Нижегород моторс" и двигатели "Штайр". На первых, чтобы никто не сомневался в их происхождении, небольшие эмблемки ГАЗа. Представлена даже инвалидная модификация с ручным управлением!
Многие до сих пор считают "Таврию" нашей. В принципе, так оно и есть, но вот посетители салона увидели эту машину уже не "вольной украинкой", а пленницей всеядного корейского гиганта "Дэу". Автомобилям из Запорожья это, скорее всего, пойдет на пользу, по крайней мере в первое время, пока их не вытеснят корейские модели. Такова жизнь, мы же порадуемся улучшению изделий ЗАЗа. И все-таки "Нью-Таврия" звучит, согласитесь, по-одесски.
А теперь вновь о грузовиках - теперь уже наших. КамАЗ на своей площадке как бы декларировал переход на новые рельсы: выпуск шасси (собственно, чем он и занимался до сих пор); производство "низкорамников" - городских фургонов грузоподъемностью 6 тонн; сборка седельных тягачей для автопоездов полной массой 40 тонн. Двигатели - камские и зарубежные, преимущественно укладывающиеся в нормы Евро II. В общем-то идеи не новые, тот же шеститонник мы видим не первый год, но сейчас даже называют время начала его производства - нынешнюю осень.
Пожалуй, самая заметная (по крайней мере, по размерам) экспозиция грузовиков разместилась под флагами ЗИЛа. В большом стаде "бычков" обращали на себя внимание новобранцы автосалонов: цельнометаллические фургон ЗИЛ-5301СС и автобусы 32501, 3250 на полтора и два десятка пассажиров соответственно.
Машины повышенной проходимости по-прежнему пользуются благосклонностью капитанов ЗИЛа. Кроме "Синей птицы", преемника "сто тридцать первого" ЗИЛ-433420 и соперника "унимогов" - 432722, появился одетый в военный мундир ЗИЛ-432730 (черт бы побрал эти длиннющие индексы!). Публика тут же окрестила его "шестьдесят шестым", хотя роднит этого милитариста с газовским вездеходом только двухосная схема. Агрегаты трансмиссии - от ЗИЛ-131, кабина с оперением - от "Бычка", дизель - форсированный минский Д-245.9 136 л.с. Вот такой конкурент нижегородскому "Садко". А соревноваться они будут разве что на выставках - денег-то у армии нет...
А сколько было автобусов! От тех же "Хёндэ" до ЛАЗов, от "Вольво" до КАвЗов. Многие показали большие машины. Во всем мире общественный городской транспорт пользуется поддержкой государства, а с таким партнером работать выгодно. Да и потом - куда же мы без автобусов... Даром что были первыми в мире по объему их производства.
В легком классе соперничают КАвЗ и ПАЗ, представившие проекты преемников нынешних моделей. На следующей ступени - пригородных машин - "толкаются" тот же ПАЗ, старый знакомый ЛАЗ (жив, курилка!), весьма привлекательный "Волжанин", не говоря об иномарках. Среди городских - только что названные плюс ЛиАЗ, "Икарус"... Многие предлагают автобусы с зарубежными двигателями, комфортабельными салонами, оснащенные АБС. В общем, рынок "машин для всех" выглядит довольно оживленным.
Само собой, в этом кратком обзоре мы не смогли отразить все многообразие экспонатов Мотор-шоу-98. Осталось "за кадром" обилие инструментов и аксессуаров, запчасти, оборудование. А между тем по числу представленных здесь фирм выставка превзошла не только МИМС-96, но и Российский (официальный) автосалон, проходивший в Москве в прошлом году. Видно, и в самом деле оптимистов еще много, очень много. И это вселяет надежду.