Повышение квалификации водителей: окупятся ли затраты?
Сегодня ведущие производители коммерческой техники анонсируют и демонстрируют широкой публике первые образцы грузовиков-беспилотников, которыми управляет умная электроника. Успешное будущее таких машин сомнений не вызывает. И это неудивительно, ведь совсем недавно точно так же перевозчикам были презентованы грузовики с электронно-управляемыми трансмиссиями, выбирающими нужную передачу в зависимости от загрузки транспортного средства и в соответствии с рельефом местности, по которой движется автомобиль. Сегодня такие транспортные средства, представленные как в дорожном (тягачи, автобусы, разводные автомобили), так и в строительном (самосвалы, спецмашины) сегментах, – норма для Европы. Не диковинка они и для России.
По сути, с приходом электронно-управляемых трансмиссий (подчеркиваем, что трансмиссии с классическим ГМП в данном случае не рассматриваются) работа водителя существенно упростилась. Отныне шоферам нет нужды перебирать передачи вручную, так как за них это делает автоматика. По существу, из трех педалей – тормоза, акселератора, сцепления – осталось всего две. При этом первая по списку уже потеряла часть своих функций, которые были делегированы опять-таки умной электронике. Речь в данном случае идет о системах, предотвращающих наезд на препятствие, которые сегодня уже не фантастика, а реальность. Если водитель трака зазевался или банально заснул за рулем, грузовик сам активирует рабочую тормозную систему и не допустит столкновения с впереди расположенным препятствием. Вторая педаль, акселератора, также требует все меньше и меньше внимания водителя. За скоростной режим на магистралях уже давно отвечают системы круиз-контроля.
Понятное дело, что любая модернизация грузовика приводит к усложнению его конструкции и выдвигает более жесткие требования к обслуживающему, ремонтному персоналу. При этом требования к навыкам водителя постепенно снижаются. По сути, как бы это ни резало слух, происходит постепенная деградация шоферов. Это отмечают и транспортные компании, которые нанимают на работу молодых сотрудников. Не стоит забывать, что Россия отстает от Европы по части обновления парка. Количество грузовиков (в том числе новых) с трансмиссиями, управляемыми в ручном режиме, огромно. Кроме того, условия работы машин у нас также далеко не европейские, следовательно, водители должны (обязаны!) иметь соответствующую квалификацию. Ведь как мы уже неоднократно отмечали в наших материалах, посвященных снижению эксплуатационных расходов, в том числе главной их составляющей – топливной, человеческий фактор имеет очень большое влияние на конечный результат. Именно по этой причине ведущие производители коммерческой техники, совершенствуя свои грузовики, разрабатывают современные программы повышения водительского мастерства. Разумеется, каждый из автопроизводителей делает это с привязкой к особенностям своей техники. Это также является хорошим способом рекламы машин и увеличения продаж.
Читать далее на сайте Рейс.РФ.