Открываем Иссык-Куль с Volkswagen Touareg
В этот пробег на вседорожниках Volkswagen Touareg я откровенно напросился. Тяга к путешествиям – это раз. Понимание, что кольцевой маршрут вокруг озера Иссык-Куль прекрасен в любое время года, – два. Автомобиль с внедорожными талантами – три. Нельзя упускать шанс добраться в самую глушь. Даже если приеду в Кыргызстан самостоятельно, Туарега, способного лазить по горам, мне не раздобыть – официально Фольксвагены здесь не продают.
Не прогадал? Полный восторг! В небольшой горной стране с населением около пяти миллионов человек есть заповедные зоны, но, если вам интересен мой взгляд, весь Кыргызстан – один большой заповедник. А фантастическое озеро Иссык-Куль с его берегами, окрестными долинами и горами – и вовсе жемчужина. Туристический сезон давно кончился, у воды и в горах почти нет людей. Так что все достопримечательности, можно сказать, в моем единоличном пользовании.
Здесь развито животноводство. В ушедшем году поголовье скота впервые стало больше, чем во времена СССР! Неудивительно, что живность без стеснения гуляет по автомобильным дорогам вдоль и поперек – овцы, верблюды, лошади, мохнатые местные коровы и даже куры чувствуют себя полноценными участниками движения. Причем с правом преимущественного прохода в любой дорожной ситуации.
В многочисленных селениях жизнь сосредоточена вдоль обочин и протекает на виду у проезжающих. Вот мужики перегружают уголь с грузовиков в багажники легковушек – им топят дома. Женщины идут в крохотные местные магазины со смешными нашему глазу и уху вывесками. Школьники возвращаются с занятий. Детворы даже в отдаленных селах много, и зачастую дети одеты лучше взрослых. А какие у них прикольные санки! Ездить надо стоя на коленях. Остальная техника движений лыжная – отталкиваешься от земли зажатыми в руках короткими палками.
В Киргизии сохранились выпущенные еще в советское время автомобили и жилые дома с красными звездами на фронтонах. Давно я таких не видел. Это дома, где живут ветераны Великой Отечественной войны и их семьи. Фамилии тех, кто не вернулся с фронта, увековечены на граните ухоженных мемориалов. А еще во многих селениях есть памятники Ленину, до которых никому нет дела – во всяком случае, сносить их не собираются. Я же говорю – заповедник!
Об остальном лучше слов расскажут фотографии. Замечу лишь, что во все съемочные точки мы добирались на автомобилях. Взяли перевал высотой 3800 метров, преодолели рыхлый песок на южном берегу Иссык-Куля, поездили по сухому и мокрому асфальту, по рыхлому снегу, льду и камням. Touareg не просто сдюжил, но заставил относиться к себе с еще бóльшим уважением: внедорожный потенциал у него – о‑го-го!
Хотел бы я сюда вернуться? Да, мне понравился Иссык-Куль. Однажды непременно сюда вернусь – и вам советую.