Антигели для дизтоплива — помощники или вредители?
Популярность антигелей во многом порождена прорехами в законодательстве. Как не было обязательных требований к сезонности применения летней и зимней солярок, так и нет. Значит, дизелистов снова ждет зимняя сказка о том, как морозным утром потратить полдня на поиск эвакуатора и теплого бокса. Впрочем, профилактические средства известны – антигели, или, по-научному, депрессорные присадки к дизельному топливу.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Депрессорные свойства дизельного топлива характеризуются тремя параметрами:
температурой помутнения (Тп), при достижении которой начинается кристаллизация парафинов топлива: оно мутнеет, но при этом еще сохраняет работоспособность;
предельной температурой фильтруемости (Тф): при дальнейшем снижении температуры топливо не прокачивается через фильтры топливной системы и мотор на таком топливе перестает работать;
температурой застывания (Тз), при которой топливо, находящееся в лабораторной пробирке, наклоненной на 45°, не меняет своего положения в течение 60 секунд. Действующий Технический регламент нормирует только одну из этих трех температур – предельную температуру фильтруемости. Для летних топлив она не нормируется, для переходного топлива должна быть не выше –15 °C, для зимнего – не выше –20 °C, для арктического – не выше –38 °C.
Цетановое число – параметр топлива, характеризующий его воспламеняемость. Технический регламент устанавливает минимальное значение цетанового числа для летнего дизтоплива – 51, для зимнего и арктического – 47.
Смазывающая способность – важный параметр, характеризующий способность дизельного топлива противодействовать износу топливной аппаратуры. Его условно характеризует так называемый скорректированный диаметр пятна износа, определяемый на специальной установке; он не должен превышать 460 мкм. Пятно образуется на стальном шарике, который трется по стальной пластинке в ванночке с проверяемым дизтопливом.
Народный антигель
Когда-то разработали простой способ превращения летнего топлива в зимнее – плеснуть в бак керосин. Даже пропорции известны: до 10% к объему топлива на каждые 10 градусов мороза. И всё – солярка перестает замерзать, мотор пускается на морозе. Казалось бы, вот оно, решение!
Увы, не всё так просто. Во‑первых, керосин имеет низкое цетановое число – не выше 35 единиц, тогда как у дизельного топлива оно, как требует действующий Технический регламент, не должно опускаться ниже 51 единицы. Цетановое число определяет воспламеняемость дизельного топлива и, следовательно, пусковые свойства мотора, расход топлива, мощность. А еще – дымность отработавших газов, жесткость работы мотора и соответственно его ресурс. Легко посчитать: добавка 20% керосина в кондиционное топливо снижает цетановое число с исходных 51 до 47. А это уже много – ведь умная программа управления современным дизелем с системой common rail настроена на совершенно определенные параметры топлива.
Кроме того, для дизельного топлива очень важна смазывающая способность, поскольку дорогая топливная аппаратура смазывается исключительно соляркой. А керосин лишь мешает работе смазывающих присадок, вводимых в дизельное топливо. Они импортные, а потому дорогие, и производители дизтоплива добавляют минимум таких присадок – только бы соблюсти требования Технического регламента касательно смазывающей способности. Плеснете немного керосина, и этот параметр неизбежно окажется ниже допустимого предела. Заметим также, что керосин невыгоден: он втрое дороже солярки.
Депрессоры – не для депрессии
А насколько эффективно антигели улучшают низкотемпературные свойства солярки? И не ухудшают ли они цетановое число и смазывающую способность?
Для теста мы закупили восемь разных антигелей. Руководствуясь принципом импортозамещения, искали отечественные – таких набралось семь (надо признать, что при изготовлении некоторых из них используются импортные компоненты). За весь остальной мир выступил американский препарат Hi-Gear Diesel Antigel.
Astrohim
Антигель для дизельного топлива, Россия Примерная цена – 150 руб. Объем обрабатываемого топлива – 60–120 л Заявлено обеспечение текучести ДТ до температуры –57 °C! Но это – на зимнем топливе и при максимальной концентрации препарата. Полученные нами результаты выглядят скромнее. + Дешевый состав, который работает по своему основному назначению. Цетановое число и смазывающую способность ухудшает в минимальной степени. – Сравнительно невысокая эффективность. Точная дозировка сложна.Astrohim1
Важный момент: для испытаний брали летнее топливо, заведомо свободное от заводских депрессоров, – в противном случае эксперимент был бы некорректным. Заполняем восемь емкостей купленными антигелями строго согласно рекомендациям производителей – и везем в сертифицированную лабораторию. Там определяем изменение низкотемпературных свойств (температуры помутнения, фильтруемости и застывания), цетановое число и смазывающую способность.
Expert
Антигель для дизельного топлива, Россия Примерная цена – 110 руб. Объем обрабатываемого топлива – до 60 л Фильтруемость топлива препарат улучшил отлично, а температуру замерзания понизил несущественно. Цетановое число опустил больше других – практически на единичку. Зато есть возможность дозировки – вот только нужна ли она при расчетном объеме обрабатываемого топлива до 60 литров? + Доступная цена при хорошей эффективности понижения главной температуры – фильтруемости. – Снижение цетанового числа самое большое – остерегайтесь передозировки!Expert1