Танк Т-72Б3: с чем встретим Армату
Дизель негромко молотит на холостом ходу. Что же я так суечусь, устраиваясь на водительском месте? Никто не подгоняет, но все равно спешу, как на пожар. Ох, капитан, не в добрый час ты сказал, что двигатель на холостом ходу потребляет больше двадцати литров солярки в час. Для простого автомобилиста – шок. При мысли о таком расходе невольно начинаешь «гнать лошадей».
Находим общий язык
Всунул тело в люк. Тесно здесь, но для худых терпимо. Осматриваюсь. Вот «гребенка» механизма переключения передач и рычаг, вот педаль сцепления, вот газ. Тормоз? Вижу! Педаль нажата почти до пола с помощью внушительного рычага — ага, так здесь реализован ручной тормоз. Вроде бы все — можно ехать. Пробую. Не пушинки, конечно, но я ждал, куда больших усилий от органов управления. Левая нога легко утапливает педаль сцепления, правая без особого напряжения удерживает снятый с ручника тормоз. Без проблем включаю первую передачу – здесь промахнуться невозможно. Ногу с тормоза на газ. Добавляю оборотов и нежно «тяну» педаль сцепления – не хватало еще заглохнуть у всех на глазах. Получилось!
Без рывка махина массой сорок шесть тонн (!) трогается с места. И тут, в момент, когда должно распирать от гордости, понимаю: в той самой спешке забыл посмотреть, где рычаги! То есть знал, что в танке нет руля или штурвала, а потому и не был смущен пустотой в том месте, где они могли бы быть. Но не нащупать загодя рычаги – позор. По счастью Т-72Б3 ползет прямо, и я стараюсь исправить оплошность. Да вот же они — прямо под руками. Буквально сжимаю управление в кулаках и, наконец, успокаиваюсь. Так, вторая передача. Переключился с небольшим рывком, но для первого раза сойдет — к сцеплению еще не привык. Третья – уже лучше. Нажимаю газ сильнее, и танк послушно ускоряется. Хоть общение с семиступенчатым механизмом переключения не вызывает проблем, быстрее, пожалуй, не надо – прочувствую лучше, как танк управляется.