Платные дороги: за границей разума
Мимо пробок
Объехать за небольшую мзду гигантскую пробку – полезная и выгодная возможность. Неприятно начинать выходной день или отпуск, потратив полдня на выезд из города. Широкая, быстрая и удобная магистраль – мы готовы платить!
Сколько времени (и топлива) экономится на платном объезде вечно забитой Минки, ведущей из столицы в направлении Смоленска! Правда, в урочный час, когда стопорится всё автомобильное движение вокруг развязки трассы М1 и МКАД, возникает изрядная очередь и на пункте оплаты одинцовской обходной дороги. Но всё равно это не два-три часа, а минут десять-двадцать – как повезет. Благодаря платным участкам на трассе М4 «Дон» можно долететь от столицы до Воронежа за четыре с небольшим часа. А если выехать пораньше, то к ночи и на море можно успеть. И новейший объезд пресловутого Вышнего Волочка – 75‑километровая песня!
Но всё это хорошо для разовой поездки. Никого не разорит несколько раз в году сгонять в аэропорт за 200 рублей в один конец (для сравнения: стоимость проезда на аэроэкспрессе – 470 рублей). Иное дело, если вы житель Солнечногорска и вам надо каждый будний день на работу в Москву и обратно в часы пик.
Для абсолютного большинства россиян (и зарулевцев в том числе) 400 рублей за 43 километра – перебор! Тем более когда стоимость проезда равных участков разных дорог так сильно различается (см. табл.). Нормальный взнос за этот путь – сто рублей. Ну, двести. Именно столько здесь берут за проезд по воскресеньям.
Спасибо за три рубля
В центральных регионах России критический порог восприятия тарифов как адекватных – три рубля за километр. Этого же мнения придерживается ГК Автодор, вещая о строящейся 525‑километровой ЦКАД вокруг Москвы. Стоимость проезда по ней составит в среднем 2,32 руб./км.
Вам интересны проблемы концессионеров, которые озабочены окупаемостью очередного проекта? Нам – нет. И не надо кивать на европейские тарифы. Да, средняя стоимость проезда по «платникам» в Европе – около семи рублей за километр в пересчете на наши деньги. Некоторые дороги (особенно туннели и мосты, многократно сокращающие путь из точки А в точку Б) оценены еще выше. Но у европейцев другие доходы. И дороги всяко лучше.
Впрочем, исходя из общей тенденции (всё дорожает чуть быстрее, чем растут средние зарплаты), сегодняшние европейские тарифы наверняка останутся ориентиром для тех, кто «обосновывает» рубле-километры. Белорусский подход с единым фиксированным тарифом для всех платных дорог (0,04 евро/км) нам не светит. Когда дорога M11 станет полностью платной, расценки будут близки к итальянским и французским – и за путь из Питера в Москву (меньше 700 км) придется отдать около 50 евро. Опять же, для разовой поездки в ходе путешествия с семьей это еще терпимо.
А как быть тем, кто вынужден пользоваться этой дорогой ежедневно? Судя по тому, как развиваются события, для платных дорог не всегда найдутся бесплатные альтернативы.
Количество и суммарная длина платных участков будут расти – с этой иглы мы уже не слезем. Ближайшая перспектива – путепроводы, дублирующие перегруженные железнодорожные переезды в Подмосковье. Нас заверяют, что стоимость проезда по ним составит от 30 до 80 рублей, в зависимости от категории автомобиля. Но строительство еще даже не началось, а рубль дешевеет на глазах. И поедут по этим путепроводам вовсе не отпускники на юг, а местные жители на работу. Не следует ли государству напоминать концессионерам, что в строительство платных магистралей частично инвестированы налоги, собранные с людей, которые по этим дорогам ездят?
Фото: За рулем.РФ