Стрельба из пистолета: почему бензин такой дорогой?
Для удобства составил табличку. Сделать это оказалось непросто. В открытом доступе не так много внятной и достоверной информации о динамике цен. И ту, что есть, необходимо проверять, потому что источники противоречат друг другу. Отчасти из-за разных методик подсчета одного и того же параметра, отчасти — из-за внутренних хитростей «науки статистики». Это как «средняя зарплата» и «среднедушевой денежный доход» — не одно и то же. Да и саму среднюю зарплату вычисляют несколькими способами. В общем, данная таблица не очень точный инструмент, но вполне позволяет понять общие тенденции.
2000 | 2005 | 2010 | 2015* | |
Средняя заработная плата в РФ, тыс. руб. | 2,2 | 8,5 | 20,9 | 33,9 (+1441%) |
1 литр бензина АИ-92, руб. | 8,05 | 16,8 | 24,0 | 36,0 (+347%) |
1 баррель нефти Brent, долл. | 28,3 | 54,4 | 79,6 | 52,4 (+85%) |
1 кВт электроэнергии, руб. | 0,37 | 1,53 | 3,45 | 4,65 (+1156%) |
1 кг хлеба пшеничного, руб./кг | 12,2 | 22,2 | 42,6 | 46,0 (+277%) |
1 автомобиль, тыс. руб. | 115 | 180 | 265 | н/д |
Одна из них: розничная цена бензина очень слабо зависит от цен на нефть. Настолько слабо, что сравнения неуместны. Бензин ползет медленно, но верно и только в одну, хорошо предсказуемую сторону. Нефть же живет по своим законам и бурно реагирует на сиюминутные экономические и политические настроения. В 1999 году баррель оценивали в 10,4 долл., а в 2008-м – в 148,4 долл.! Реальная же стоимость нефти — какое-то совсем абстрактное понятие для людей без наивысшего экономического образования.
Из чего складывается ценник
Себестоимость самой нефти и ее добычи в цене российского бензина составляет около 6%. Суммарная прибыль продавцов бензина — оптовых и розничных — в диапазоне 18-22%. Еще около 22% — переработка нефти и транспортные расходы. Остальное — фиксированная величина, определенная суммой всех налогов и акцизов, начиная с налога на добычу полезных ископаемых и заканчивая НДС.
А вот расходы на переработку, транспортировку, содержание нефтебаз, АЗС и — да-да! — персонала неизбежно и ежегодно растут. Тогда как их доля в стоимости бензина в три раза больше и важнее, чем цена на нефть.
Из любопытства поинтересовался принципами ценообразования в хлебопекарной промышленности: стоимость муки — 20% от розничной цены батона, 45% — производство и доставка, торговая наценка — свыше 30%. Выходит, грешить на жадность продавцов топлива неуместно — три шкуры с нас они не дерут. Вернее, три шкуры с нас дерут не они.
Кто виноват?
Да, половина стоимости бензина — налоги и акцизы. Но они не подвержены сезонным изменениям в зависимости от каких-то факторов. Есть закон – есть налог, нет закона – нет налога. Можно топать ногами и плеваться, но такая же схема во всех странах планеты. Где-то берут больше, где-то меньше, так устроен мир.
Если же обратить внимание на переменную составляющую стоимости бензина, то бросается в глаза, что средняя зарплата (и у работников нефтеперерабатывающей отрасли тоже) растет существенно быстрее, чем стоимость топлива.
Не хочу сказать, что мы сами виноваты в том, что бензин дорожает из-за постоянного повышения зарплаты. Я клоню к тому, что повод для жалоб какой-то сомнительный. Просто посчитайте: в 2000 году на среднюю зарплату вы могли бы приобрести 273 л горючего. А в 2015-м – больше 900! Даже если предположить, что «статистика все врет» и реальная зарплата в два раза ниже официально объявленной.
И все равно не возьмусь определить, когда же бензин «ощущался карманом» дороже — тогда или сейчас? Подозреваю, тут не справится даже продвинутый экономист. Понадобятся данные какой-нибудь «расширенной потребительской корзины», а ее состав за эти годы многократно поменялся. Вместе с тарифами ЖКХ, стоимостью транспорта, медицины, образования и много чего другого. Прямое сравнение в разах или процентах утратило смысл. Но могу сказать совершенно точно: стреляться еще не время. И лично я дороговизной топлива возмущаться продолжу чуть менее громко.
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС и «За рулем»