Путеводитель по темному лесу
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/СТРАНИЧКА ЗВУКА
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ТЕМНОМУ ЛЕСУ
ТЕКСТ / ГЕОРГИЙ ХОХЛОВ
КАК ВЫБИРАТЬ ГРОМКОГОВОРИТЕЛИ
Похоже, изобилие, наконец-то, пришло и к нам. По крайней мере, в столице теперь продают громкоговорители для автомобиля на любой кошелек, на любой вкус и цвет. Последний ценят особенно - на него ориентируются те покупатели, для которых сами громкоговорители темнее дремучего леса.
А между тем даже когда знаешь ориентиры, легко выбираешься из глухой чащи. Также, не прилагая титанических усилий и академических познаний, можно разобраться и в динамиках. Конечно, не досконально - это иной раз не удается даже специалистам. Но знание общих закономерностей, как известно, помогает. Особенно тем, чьи музыкальные и аудиофильские пристрастия еще не зашли чересчур далеко, познания в акустике не отличаются глубиной и кто не намерен платить за пару динамиков больше чем пятьдесят, максимум шестьдесят "зеленых".
Если не вдаваться в подробности, то все громкоговорители для автомобиля можно разделить на три большие группы: широкополосные, коаксиальные и компонентные. У последних отдельные высоко- и низкочастотные динамики с разделительным фильтром (кроссовером), но для нашего обзора они слишком дороги.
СДВИГ ПО ФАЗЕ
Исторически первыми появились громкоговорители (по ГОСТу - динамические головки) широкополосного типа. Нынче за ними закрепилось "импортное" название - двухконусные. Отличительная черта - небольшой дополнительный конус, часто с отбортовкой, расположенный в центре "основного" диффузора.
До определенной частоты диффузор движется
подобно абсолютно жесткому поршню (так называемый поршневой режим),
и все части его создают давление в одной и той же фазе. Начиная с некоторой частоты, края начинают отставать, потом этот эффект распространяется к центру, и в результате наступает такой момент, когда периферия диффузора совершает колебания в противофазе с центром. Создается так называемое акустическое замыкание: есть только движение воздушных масс, а звукового давления не остается. Избегать его научились еще в 30-е годы - излучение центральной (высокочастотной) части диффузора сместили вперед по фазе на 180 градусов, установив конус на центральный колпачок. А дополнительный бортик конуса служит для подавления вредных излучений от прилегающих к центру областей.
Такие динамики на большие мощности не рассчитаны, а чтобы обеспечить сколько-нибудь сносный бас, у них должен быть очень мягкий подвес. Причем характерна и высокая чувствительность, что, по мнению многих, - залог хорошего звучания. В результате для работы с встроенным усилителем магнитолы широкополосные динамики - почти оптимальный вариант. Нелишне и то, что широкополосники имеют, как правило, весьма скромную монтажную глубину (типичное значение - 45 мм), а это позволяет без проблем монтировать их в дверь автомобиля.
"Настоящий" широкополосник, конечно, должен иметь диффузор из целлюлозы. Однако нелегкие условия жизни автомобильных динамиков вынуждают изготовителей делать диффузоры из полипропилена, оставляя целлюлозным только высокочастотный конус. Некоторые фирмы, например Sony, и его делают из пластика, более того, помещают внутрь специальное фазовыравнивающее тело.
При покупке стоит обратить внимание на то, чтобы у широкополосной головки был мягкий подвес, а также и на качество приклейки высокочастотного конуса.
ОДИН - ХОРОШО...
Из того, что сейчас попадается на прилавках, заслуживают внимания в основном широкополосники фирм Kenwood, Pioneer и Sony по цене примерно от 22 до 30 у. е. за пару в зависимости от типоразмера. У всех полипропиленовый диффузор (у Kenwood он с наполнителем из слюды) и целлюлозный высокочастотный конус (кроме Sony). Максимальная среднеквадратичная (RMS) мощность от 30 до 40 ватт вполне достаточна для работы с усилителями магнитолы. Реальная чувствительность в пределах от 87 до 89 дБ на ватт (в зависимости от размера) в среднем выше, чем у коаксиальных динамиков. Диапазон воспроизводимых частот - от 70-18 000 Гц у самых крупных 6,5-дюймовых громкоговорителей до 110-22 000 Гц - у четырехдюймовых. Это модели Kenwood KFC-1758S, 1358S и 1058S, а также серия "56". Или Pioneer ТS-G1015, G1315 и G1615, а также с цифрами "45" в конце индекса. Если повезет, сможете найти по одной модели от фирм Clarion или Blaupunkt.
Так что пренебрегать "широкополосниками" не стоит, особенно если в вашей системе нет дополнительного усилителя. А разговор о коаксиальных динамиках мы оставим на следующий раз. Тем более, что их выбор исчисляется сотнями наименований.