5 глаголов российского международного
АКТУАЛЬНО
/ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ
ТЕКСТ / ОТДЕЛ НАУКИ И ТЕХНИКИ
ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ,
АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН
5 ГЛАГОЛОВ РОССИЙСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО
Зачем идете вы на автосалон, спросили мы людей,
идущих на автосалон. Поглазеть; прицениться; заработать - отвечали люди. И мы пошли за ними следом.
ПОГЛАЗЕТЬ
Неважно, что 23 августа салон официально еще не открылся (то был пресс- и бизнес-день - два в одном): к полудню Экспоцентр был заполнен профессионалами и праздной публикой. Пресс-конференции, фуршеты, очереди к экспонатам, толпы у информационных стоек...
Будем справедливы: во все дни в первую очередь посетителей интересовали машины. И пусть тот интерес зачастую отвлеченный - все равно не купить! - неординарные экспонаты легко было найти по многолюдным толпам.
Еще на подступах к Красной Пресне многие выбирали первую цель: рекламные щиты с концептуальным БМВ-Z9 притягивали посетителей к баварскому стенду. И хотя этот автомобиль нельзя назвать новым - его мировое турне началось около года назад в Париже - российский дебют стал настоящим событием.
При нынешней насыщенности автомобиля всевозможными вспомогательными системами и устройствами салон перегружен кнопками и клавишами. БМВ решила эту проблему радикально: "сто кнопок = одна ручка". Система iDrive - своеобразная трактовка идеи "меню". Как же не додумались раньше применить алгоритм Windows в автомобиле? Надеемся, новая "семерка" с серийной iDrive не "зависнет" посреди дороги!
Поучиться дорого продавать собственные разработки, пусть и годичной давности, стоит АвтоВАЗу. Насчет Z9 знал, кажется, даже самый маленький посетитель Пресни; куда более актуальный российский концепт "Лада-АНТЭЛ" (ЗР, 2001, № 9) прятался в глубине тольяттинского стенда и - увы! - пользовался меньшим вниманием публики. Значение скромной "Нивы" VAZ 2131 - автомобиля на топливных элементах - трудно переоценить. Технология "водородомобилей" доступна далеко не каждому гранду мирового автопрома, и прицел ВАЗа на экологически чистое послезавтра внушает оптимизм.
А завтрашний день рядом олицетворяла "Калина". Надо полагать, создание СП "Джи-Эм - АвтоВАЗ" высвободит средства и приблизит "час Х", когда симпатичные автомобили пойдут в серию.
На стенде "Крайслера" собирал публику "Вайпер" - ветеран салонов наконец-то был испытан москвичами. Причудливо изгибаясь, в кожаные недра погружались и взрослые солидные дядьки, и совсем еще пацаны... Даже новый "Чероки" (ЗР, 2001, № 3), по-фамильному округливший глаза, казалось, пользовался меньшим вниманием. Вообще, "Даймлер-Крайслер" превратил в шоу-стоппер каждый экспонат, всего лишь разрешив посетителям посидеть за рулем, обследовать багажник. Отдельные любители геральдики не могли удержаться - с машин таинственным образом исчезали трехлучевые звезды... чтобы с утра засиять вновь.
"Лексус" избрал другую тактику: хотя потрогать "гвоздь" программы не разрешали, все равно вокруг вращающегося на подиуме серебристого кабриолета SC430 толпился народ. Зрителей привлекало непривычное для нас зрелище: по команде водителя крыша грациозно выплывала из багажника.
Список шоу-стопперов на этом не заканчивается. Но нам пора идти дальше, чтобы
ПРИЦЕНИТЬСЯ
Самого разного достатка люди питают к автомобильным салонам вполне практический интерес. Пройдемся по "живому" каталогу серийной продукции: это не роскошь, а средство передвижения.
Нынче потребитель требовательный: многих уже вряд ли удастся пересадить обратно на "Жигули", а европейские машины пока не по карману. Эту нишу активно завоевывают корейские авто, и лучший тому пример - "Хёндэ". Кстати, фирма привезла в Москву четыре новинки. Прежде всего, это, конечно, "Соната" номер 5 - исполняется впервые! Не меньшим вниманием потенциальных покупателей пользовался и мини-вэн "Мейтрикс", до этого бывший только в Лейпциге, а также вседорожники "Терракэн" и "Санта Фе" - дебютанты Женевского и Детройтского салонов.
А вообще, разговор об автомобильном ширпотребе (в самом хорошем смысле этого слова) следовало бы начать с "Ниссана"... вот только мировой премьеры на богатом стенде сэнсея не нашлось. Зато были европейская (вседорожник "Икс-Трэйл" - ЗР, 2001, № 9) и российская (микровэн "Алмера Тино").
В том же павильоне "Форум" разместилась экспозиция "Рено" - московская публика на год позже парижан познакомилась с "Лагуной II" и очередным поколением "Клио". Утешимся тем, что во Франции никогда не увидят "наш" (турецкий) "Символ" - музу с отдельным багажником. Если по примеру самих марок соединить стенды "Ниссана" и "Рено" - получим едва ли не чемпионскую площадь (видимо, под стать амбициям концерна в России).
Пожалуй, одна из самых важных премьер салона "пряталась" в объединенной экспозиции "Джи-Эм". Увы, марка, многими в России любимая, продемонстрировала излишнюю скромность - основательная модернизация СААБ 9-5, для которого салон в Москве стал дебютом, почти не сказалась на внешности (с. 52). Поставьте рядом предшественника и найдите десять отличий...
Тем более, что людской поток "затягивало" на близкий стенд ВАЗа. Впрочем, прагматики уходили оттуда с сожалением - обещанный фейслифтинг "десятки" скорее разочаровывал. "Они бы у тюнинговых фирм поучились, что ли", - ворчали посетители.
Российские премьеры состоялись едва ли не на каждом стенде. Многие машины уже появились на улицах, но тем большим был интерес к новинкам, которые только сегодня выходят на рынок. Наверняка не одного покупателя найдут "шкоды" - семейство "Фабиа" приросло седаном и универсалом, обновленные "ауди" - А6 и А4. Возможно, 170 мм, на которые вытянулся "Мерседес" А-класса (ЗР, 2001, № 7), переведут интерес к нему в практическую плоскость.
Поклонники вседорожников могли выбирать себе марку по вкусу: "Мерседес" М-класса модернизирован, представлены новые "форды" - "Маверик" (он же " Мазда Трибьют") и "Экспедишн", "Сузуки-Гран Витара XL7"... Вот только перекупить у Лары Крофт ее "Ленд-Ровер" вряд ли кому удастся.
Итак, потратить деньги на какую-нибудь новинку можно было без труда. Попробуйте, как профессионалы
ЗАРАБОТАТЬ
Новинок в секторе коммерческих автомобилей было едва ли не больше, чем у легковых; лидерство безоговорочно захватили наши марки. Автобусный бум в этом году неожиданно поддержали пикапы. Любопытно, что причина бурного роста, возможно, та же - перспектива государственного заказа, как в случае с "Тарзаном" VAZ 210834, который на этот раз обернулся... пикапом для коммунальных служб Самарской области (и, говорят, Москвы).
В пух и прах оказалась разбита невольная монополия ВАЗа на грузовички категории "В" с полноценными пятиместными кабинами. Практичность подобных машин сделала свое дело: полноприводные пикапы и фургоны появились под марками УАЗ и ИЖ и вызвали живой интерес автомобилистов - любителей и профессионалов.
Люди - вот главное богатство (в смысле источник доходов) пассажирских автохозяйств. Из традиционно щедрых автобусных рядов в этом году заметно (минимум на 4 метра) выделялись новинки из Минска и Волжского. Не сговариваясь, МАЗ и "Волжанин" привезли трехосные 15-метровые городские машины! По идее, их место - между одинарными (до 12 м) и сочлененными (до 18 м) автобусами; в геополитическом плане это, допустим, маршруты в новых просторных городах типа Набережных Челнов... или аэропортах.
На противоположном фланге пассажирских перевозок - такси. Убедительно подтвердил свой статус главного поставщика машин с шашечками ГАЗ. Дизельная "Волга", пятиместный "Соболь", "Газель" с высокой крышей и распашной дверью - шеф, поехали! Если только раньше никто не подберет голосующего клиента - например, VAZ 2120, надежда завода занять собственную нишу в такси.
Закончим экзотикой. Много лет занимались на ВАЗе электромобилями... чтобы в конце концов обнаружить рынок сбыта прямо у себя на заводе. В расчете на него построили "Ладу-Бронтокар", внутрицехового перевозчика.
Помечтаем: после трудового дня на ВАЗе водитель электрокара отправится с семьей на Самарскую Луку в Диснейленд, где от американских горок к пещере Аладдина его вновь будет катать электричество... Не так уж далека она от жизни, эта мечта: по крайней мере, электрический "Рикша" уже готов (ЗР, 2001, № 8), и это внушает надежды на осуществление всего остального.
Особый интерес питали к салону люди в погонах (не только российской армии) - они оценивали возможность
ВООРУЖИТЬСЯ
Экспозиция столичного салона размещалась не только на Красной Пресне - части военной техники и автомобили двойного назначения дислоцировались на подступах к Москве, близ населенного пункта Бронницы. Посетить филиал выставки, кстати, мог совершенно бесплатно любой желающий! В числе экспонатов-новобранцев - долговязый БАЗ-69099 - полноприводное шестиосное шасси грузоподъемностью 36 тонн. Впервые на праздничном смотре нижегородский "Егерь-2" - автомобиль с двухрядной кабиной и колесной базой ГАЗ-66 (ЗР, 2001, № 9). Благодаря этому родству у новичка есть неплохие шансы попасть на службу в десант. Пополнение ожидает пехотные войска - к ним приписан БПМ-97 на шасси КамАЗ-4326.
***
Нам остается еще один глагол... но до того отвлечемся на числительные. Пятый по счету Международный российский автосалон стал, на наш взгляд, первым по значению. Активность иностранных фирм вполне объяснима - многие пропустили прошлогодний салон и накопили новинки, которых еще официально не было в России. Откровенно порадовали соотечественники - прошлогоднее господство не сменилось прозябанием в тени великих... Можно по-разному относиться к определению "мировая премьера", но для российского автопрома значение УАЗ-2760 и тольяттинской "Калины" не меньше, чем Z9 для немцев.
Однако вернемся к пятому глаголу. Мы подошли, пожалуй, к самому важному и волнующему моменту, главной интриге выставки. "Золотой Пегас" уже бьет копытом... Кто достоин Гран-при "За рулем"? Нам предстоит выбрать из множества претендентов самых лучших; выбрать - и НАГРАДИТЬ...
Система iDrive, так же как и новый дизайн БМВ-Z9, постепенно перекочуют на серийные модели БМВ.
Раз в год "Калина" дает очередной побег - ныне это универсал ВАЗ-1117. Очевидно, на подходе и вершина калиновой купы - микровэн.
Этаким "роялем в кустах" предстал удлиненный " Volvo S80 Limo".
Лара Крофт ненастоящая, а вот "Ленд-Ровер" тот самый, прямиком из гробниц.
У "Вайпера" тесный салон? А представьте, каково 450 "кобылам" под капотом!
За несколько секунд кабриолет " Lexus SC430" превращался в купе.
Один из первых серийных автомобилей на альтернативном топливе (дровах, то есть): ЗИС-21А выпускали на Урале с 1946 года.
Буква "М" в индексе 2110 означает удлинившийся до бампера капот, новую панель приборов и плюс 13 тыс. руб. к цене. ОПП уже выпускает такие автомобили.
В зеркальном полу отражались узлы полного привода универсала VAZ 21113, преимущественно отечественные. Свет мой, зеркальце, скажи, когда можно будет купить "олл роуд" по-русски?
"Ягуар Х-тип", сопоставимый по цене с "пятеркой" БМВ или " Ауди А6", стал первым на совести марки "ширпотребом".
Обновленный UAZ 3162 с двухуровневой крышей производитель адресует состоятельным людям... у которых нет денег на М-класс.
"Шевроле-Трейлблейзер" спешит на смену просто "Блейзеру".
Для "Ниссана Икс-Трейл" окном в Европу стала Москва.
Похоже, "Хёндэ" взяла за правило играть премьеры в Москве. Третье поколение "Сонаты" дебютировало у нас в 1996 году; ныне - уже пятое.
В "Лагуне II" можно было посидеть, а поездить удастся весной с началом официальных продаж.
Ниспровержение устоев: у "Джи-Эм" мировая премьера в Москве?! СААБ 9-5 с дизелем?!
Изюминка "Фольксвагена-Пассат W8" скрыта под капотом: компактный восьмицилиндровый мотор с оригинальным расположением цилиндров. Вкус изюминки понравился "зарулевскому" жюри (подробности - на с. 19).
Двигатель аналогичной конструкции, правда, 12-цилиндровый, чуть раньше опробовали на родственнике - " Ауди А8L 6.0".
"Бычок" растет и догоняет "папу"
ЗИЛ-130 - не по динамике, так по грузоподъемности (4,5 т).
Хоть тяговит дизель "Пежо", в тракторные способности пикапа с 1000-литровой бочкой и швейцарским навесным оборудованием верится с трудом.
УАЗ-2760 - фургон с удлиненной до 3 м базой и увеличенной грузовой платформой. Не сменит ли он зачерствевшую "буханку"?
Новинка от "Ижмаш-Авто" - полноприводный пикап с пятиместной кабиной и новой приборной панелью, которая скоро появится на серийных моделях.
МАЗ-107 длиной без малого 15 м вместе с "Волжанином" заберут всех пассажиров аэробуса.
"Валдай" стал теперь и 33-местным автобусом. Кстати, передок в таком стиле - ближайшее будущее "соболей" и "газелей".
Маршрутка на базе "Надежды" - мини-вэн стал выше и длиннее... хорошо бы и надежнее.
"Бронтокар" - только Тольятти таких
электромобилей нужно до 3 тыс. штук! - на замену импортной технике.
Тактико-технические данные БПМ-97: мощность двигателя 161 кВт/220 л. с. или 190 кВт/260 л. с.; боевая масса - 10,5 т; запас хода по топливу - 1100 км; дорожный просвет - 365 мм;
максимальная скорость - 90 км/ч.