Правое дело

ПРАВОЕ ДЕЛО

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ЭКСПЕРИМЕНТ

ПРАВОЕ ДЕЛО

МОЖНО ЛИ В МОСКВЕ ЕЗДИТЬ ПО ЗАКОНУ?

"Сдашь экзамен, будешь ездить,

как все, а пока -

по Правилам"

ИНСТРУКТОР

ПО ВОЖДЕНИЮ

ОДНОЙ ИЗ СТОЛИЧНЫХ АВТОШКОЛ

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ, СЕРГЕЙ КУРГАНСКИЙ, ЮРИЙ ЛЕЗИН

ФОТО/ АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ,

АЛЕКСАНДР БАТЫРУ

Ура вседозволенности! Скорость 120? Почему бы нет! Обгон по встречной? Запросто! А разворот через две сплошные? Ха-ха! Без проблем! Человек, зазубривший параграфы ПДД и следовавший им всю жизнь, при виде всего этого чувствует себя на дороге круглым идиотом. Нет-нет, не в смысле умственной неполноценности, а из-за полного непонимания других участников движения. В большинстве своем те действуют так, будто учили совсем другие дорожные законы. Что ж, попробуем проверить...

Сотрудники ЗР вместе с коллегами из интернет-сайта www.autoprobka.ru выехали на улицы столицы с твердым намерением - двигаться строго по Правилам. "Охрану с собой захватите", - посоветовали нам вдогонку. Мы же прихватили юриста, поскольку, если честно, что-то стали сомневаться в знании ПДД.

Перед вами - впечатления участников "Правого дела".

ДМИТРИЙ Л., АВТОМОБИЛЬ "ОКА". Выезжаю на Садовое кольцо. Не по привычке, а скорее уже инстинктивно прорываюсь в левые ряды. Стоп! В час пик нельзя же перестраиваться, кроме как для поворота или разворота. Неужели я обязан ехать за этим самосвалом?! Когда он нырнул в переулок и освободил дорогу, я оглянулся назад. Вот это да. За моей "Окой" выстроилась колонна. Москвичи любят оставлять не больше сантиметра между своим и чужим бампером - тут не до маневров. Зато какие страсти! Похоже, каждый "член" этой импровизированной колонны готов был отдать правую руку, лишь бы выбраться "на свободу", а заодно удушить и меня.

В посрамление столичных лихачей я проехал четверть Садового кольца, ни разу не сменив полосы. И все вроде бы шло как по маслу, пока после очередного моста я не ошибся и проехал нужный поворот. Удар по тормозам - задний ход - переезжаю сплошную разметку - выруливаю к нужному повороту - проскакиваю на желтый сигнал светофора... Как же так? Я же хотел не нарушать! Выходит, контролировать себя вовсе не просто?

Еду, а бесенок в голове без устали нашептывает: "Давай нарушим, не торчать же тут - давно бы дома сидели!" В общем, остаток пути пришлось провести в тяжелой борьбе с самим собой. "Тренировался" в основном на пешеходах, заставляя свою ногу тормозить перед "зеброй". В ответ - удивленно-недоверчивые взгляды (жалко "безлошадных"). А сзади - дружный гвалт: водилы сигналят, матерятся... Откуда же им знать, что нарвались на эксперимент ЗР. Где же ГИБДД? Хорошо устроилась наша автоинспекция! Совсем не помогает тем, кто хочет жить по закону.

РЕЗЮМЕ. Соблюдать Правила можно только в том случае, если ты в ладу с самим собой и если тебе помогает ГИБДД.

СЕРГЕЙ К., АВТОМОБИЛЬ "ВОЛГА". Перед экспериментом неплохо бы освежиться. Остановился у киоска купить воды и... первое нарушение. Остановка разрешена только параллельно краю проезжей части, а я невольно встал под углом.

Но что было дальше! Казалось, что на отдельных участках дороги "за Правила" могут просто прибить. Вот на Садовом - заторы. Черепаший ход. Но при этом вовсю кипит "борьба за выживание". Стоит зазеваться и оставить хотя бы небольшую щель перед бампером "впередиползущего", как в эту "калитку" устремляется один, два, а то и три автомобиля. За выигрыш в долю секунды утомленные, с бешеными глазами водители, похоже, готовы на все.

В такой толкучке добрался до знака "Разворот", вывернул руль и мгновенно попал в бешеный поток. Встречная сторона Садового кольца оказалась относительно свободной, и народ несся под 100 км/ч. Что делать? Можно только 60... С трудом, но еду. Меня обгоняют справа, слева и, похоже, скоро начнут сверху, снизу и по диагонали. С опаской перестроился в правый ряд и... тут же встал за автобусом, который высаживал пассажиров. Обогнать? Создам помеху тем, кто несется слева. Остаться стоять? Тоже нельзя. "Околачиваться" на остановках для общественного транспорта по новым Правилам запрещено. Господи, что же делать? С криком "э-э-э-э-э" вырулил влево и, не обращая внимания на возмущенные гудки, оставил этот ненавистный автобус позади (за какие-то секунды я и впрямь возненавидел эту безобидную железную коробку, набитую людьми).

Эксперимент, не успев начаться, настолько утомил меня, что бессознательно стали отключаться те части организма, которые ответственны за выполнение законов - голова прежде всего. Срабатывает рефлекс - и вот я уже несусь в левом ряду, мигая фарами зазевавшимся тихоходам. Приходится щипать себя за ляжку, успокаивать дыхание и "выравнивать" стрелку спидометра. Такими вот рывками я добрался до Кутузовского проспекта.

А теперь прошу всех встать. И почтить минутой молчания те пункты ПДД, что предписывают не превышать установленного ограничения скорости. Мы двигались в левом ряду по Кутузовскому проспекту. За знаком 80 появился знак 50, затем - 30... Все, кроме нас, на этом проспекте в гробу видели ПДД. Громилы, чиновники и новые русские, облюбовавшие Кутузовский, живут по своим законам. Среди них чувствуешь себя, как овца в стаде разъяренных буйволов. Нет, такие эксперименты не по мне. Если не прибавить газу, вон из того "Ленд-Крузера" покажется огнемет. Невозможно в Москве ездить по Правилам! Да и быть объектом презрения и гнева других водителей не желаю.

РЕЗЮМЕ. "Если никто не соблюдает Правила, значит, Правила надо менять или... это уже совсем другая игра", - мне кажется, эта известная поговорка все объясняет. Я не хочу нарушать закон, но... я вынужден "играть" вместе со всеми в "другую игру".

ЮРИСТ ЗР СЕРГЕЙ ВОЛГИН, АВТОМОБИЛЬ "ЖИГУЛИ". За время эксперимента я нарушил ПДД 14 раз. Ради интереса проехал тот же путь не по Правилам, а "как всегда". Нарушил больше 30 раз! Иногда - невольно, чаще - вынужденно. Интересно, что и в режиме эксперимента, и при "обычной" езде пришлось "споткнуться" об одни и те же пункты ПДД.

Попутно обнаружил несколько юридических казусов. Перед поездкой водитель обязан проверить техническое состояние автомобиля. Но как? Например, содержание СО без газоанализатора не определить... Или попробуйте соблюдать пункты 8.6 и 8.5, когда правый край перекрестков забит припаркованными как попало автомобилями. Как обойтись без пересечения сплошной линии разметки, если перед тобой возникло препятствие (а здесь остановка запрещена, ехать не дают, нельзя и стоять - остается испариться)? Уже только поэтому буквальное соблюдение ПДД невозможно.

Что делать с пунктом 14.1, который гласит: "Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу"? Термин "уступить дорогу" означает, что мы не должны вынуждать пешеходов изменять направление или скорость движения. Но пешеходы робко стоят на краю дороги и ждут, пока мы проедем. Выходит, формально мы не создаем им помех. Пропускать испуганных пешеходов или нет? Это скорее вопрос культуры, а не юриспруденции.

РЕЗЮМЕ. Буквально соблюдать Правила не просто трудно, а часто совершенно невозможно из-за юридических казусов. Вдвойне трудно блюсти ПДД, когда у большинства участников движения нет ни элементарной культуры, ни взаимного уважения.

На совести каждого из нас - разобраться со своими "внутренними" причинами, которые мешают соблюдать Правила. Но эти усилия окажутся бесполезными, если ГИБДД не поможет устранить причины "внешние". Ждем ответа от инспекции и писем от читателей.

Собравшись после эксперимента в редакции, мы сформулировали, что, по нашему убеждению, мешает блюсти ПДД. Итак, причины внешние. "ФОКУСЫ" ДОРОЖНИКОВ. Оранжевые жилеты обращаются со знаками, как с елочными игрушками - вешают много, бестолково и забывают вовремя убирать. НЕХВАТКА МАРШРУТНЫХ СХЕМ. В городе, особенно в старой части, катастрофически не хватает схем развязок и объездов. Водителям приходится действовать методом проб и ошибок. ДОРОЖНОЕ ХАМСТВО. Попробуйте ехать 60 км/ч и вы услышите, что о вас думают другие. НЕУСТУПЧИВОСТЬ УЧАСТНИКОВ ДВИЖЕНИЯ. Довольно трудно перестроиться в плотном потоке. Приходится вклиниваться, подрезать, "распихивать". ДУРНОЙ ПРИМЕР. Стоит одной машине выехать на встречную полосу, как за ней последуют другие, причем "лидером" колонны нередко оказывается автомобиль с синими номерами. ГРУЗОВИКИ. В последнее время большегрузы-тихоходы облюбовали левые ряды, особенно на Московской кольцевой дороге. Игнорируя Правила, они вынуждают других участников движения идти на обгон справа.

Причины "внутренние". НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И РАССЕЯННОСТЬ. У "подснежников" наблюдается хроническая форма сих "недугов". ЗАКОСНЕЛЫЕ ПРИВЫЧКИ. Вот пример: на улице, где расположена редакция ЗР, уже два года, как установлено одностороннее движение, но водители ведут себя так, будто не знают о "нововведении". НЕУВАЖЕНИЕ К БУКВЕ ЗАКОНА. Особенно это относится к владельцам мобильных телефонов. Штраф "за разговор" небольшой. Вот народ и прикидывает: проще заплатить 20 рублей, чем покупать "хэндс фри". СПЕШКА. "Я знаю, что если не нарушу, то опоздаю". ИНСТИНКТ ГОНЩИКА. Кто-то всерьез уверен, что секунды решают все.

Подпишитесь на «За рулем» в