От злейшего друга...

ОТ ЗЛЕЙШЕГО ДРУГА...

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/СТРАШИЛКИ

ОТ ЗЛЕЙШЕГО ДРУГА...

С УГАРОМ - НЕ ШУТИ!

ТЕКСТ / ВЛАДИМИР АРБУЗОВ

Вслушайтесь в это слово: "авто... любитель!" Тот, кто любит, готов прощать объекту любви все: поломки, затраты на ремонты, суды... Более того, он способен поклоняться автомобилю, даже когда из верного друга он неожиданно превращается в опасного врага.

Взяв столь высокую ноту, вроде бы неуместно начинать беседу с работы двигателя. Но не избежать нам разговора о токсичности выхлопных газов.

Один из самых опасных ингредиентов выхлопа - окись углерода СО. Народ называет ее угарным газом. Это соединение - продукт неполного сгорания (так принято говорить) углеводородного топлива. Например, бензина. В условиях некоторого недостатка кислорода (при богатых смесях) углерод окисляется не до СО2 (углекислого газа, гораздо менее опасного), а только до СО. При переобогащении смеси, когда кислорода еще меньше, часть углерода, вообще не окисляясь, вылетает в трубу в виде сажи, а процент СО близок к десяти. Но, слава Всевышнему, черный дым выхлопа даже бестолкового заставит заняться, наконец, машиной. А вот при пяти процентах СО выхлоп может казаться чистым (не путайте с голубым масляным дымом - это другое). Добавим, что СО не имеет вкуса и запаха... Такая машина очень опасна.

Чтобы угореть, порой достаточно нескольких минут. Ощутив вялость, головокружение, тошноту, человек должен бы все бросить - и бежать на свежий воздух! На деле чаще бывает по-другому: наваливается сонливость... А это - все равно что приговор.

Из медицинской литературы известно: встретившись с гемоглобином крови, СО образует новое, очень прочное соединение - карбоксигемоглобин... Такая "кровь" уже не может передавать кислород мозгу. Вот отчего появляется сонливость, вялость и т.п.

Подарив людям огонь, Прометей не учел их легкомыслия. С момента розжига первых костров человечество угорает, а появление автомобиля лишь усугубило эту картину. Коварный СО никого не щадит. Даже самый опытный однажды может сделать роковую ошибку.

Вот типичная. Перед регулировкой нужно прогреть мотор, а выезжать из гаража под дождь не хочется. Самоуверенный "ас" и с машиной, и с СО - "на ты"! Приоткрыл ворота: авось, вентиляции достаточно. Ну, а пустив мотор, почему бы немного не расслабиться, посидеть в теплом салоне, послушать музыку, о чем-нибудь помечтать?

...И незаметно подкрадывается сладкая дремота... На шее цепочка с крестиком... Надпись "Спаси и сохрани..." Эх, заглянул бы сюда бестолковый сосед - попросить отвертку...

Вот почему, услышав, как у кого-то в гараже долго и нудно "молотит" двигатель, не постесняйтесь поинтересоваться, что там. Если что - зовите людей, вынесите пострадавших на свежий воздух и немедленно вызывайте "скорую"! Ватка с нашатырным спиртом, даже если вернет им сознание, - не средство вернуть жизнь!

Как же избежать отравления угарным газом, если он столь коварен? Во-первых, свести его выброс к минимуму. Это значит - умело регулировать двигатель. (Сколько раз мы об этом рассказывали!). Во-вторых, соблюдать определенные, проверенные чьей-то жизнью (или смертью?) правила.

Гонять двигатель в закрытом помещении, гараже - недопустимо, если не обеспечен отвод выхлопных газов в атмосферу. Например, на выпускную трубу плотно надевают достаточно длинный шланг - и выводят подальше за дверь. Еще лучше такой шланг с принудительной вытяжкой. Но учтите: от обоих мало толку, если сама выпускная система прохудилась - в трубах, глушителях, прокладках прогорели дыры, соединения стали неплотными. И тогда немало СО останется в гараже. Вырываясь из труб, газ поднимется до самого потолка, потом, остывая, начнет опускаться, смешиваясь с воздухом. В итоге не найдется в гараже уголка, свободного от угарного газа, - и вы им непременно надышитесь.

Целостность труб, глушителей и прокладок системы выпуска проверить несложно. При работающем двигателе плотно закройте срез выпускной трубы. Если система в порядке, мотор остановится. Нет - значит, выхлопным газам открылся обходной путь.

Немало случаев отравлений угарным газом относится и к безобидным, казалось бы, ситуациям. Например, кто-нибудь грелся в машине с работающим двигателем где-то в "чистом поле", но погода случилась безветренная... Грузовик с плохо отрегулированным мотором забуксовал в овраге. Начали, как всегда: что-то подсовывали под колеса, толкали, суетились. А закончили на сельском погосте...

...Двое регулировали всего лишь "печку" старенького "Запорожца". "Печку" наладили, но вспоминали об этом уже в больнице...

Случалось, автомобилисты угорали на ходу, при самой высокой скорости! Вспомним аэродинамику автомобиля. За его кормой - область пониженного давления, - все хорошо знают, как подсасываются сюда пыль, жидкая грязь и т. п. Точно так же она вбирает и выхлопные газы из вашей трубы!

Но вот вы везете на универсале нечто такое, что вынуждает приоткрыть заднюю, пятую дверь (рис. 1). Если боковые окна закрыть, то область пониженного давления захватывает и салон (разве вы не чувствуете запаха сгоревшего масла - это ваш мотор ждет ремонта). А значит, вместе с дымком от масла в салон может пробраться и невидимка СО.

Выхлопные газы могут успешно проникать в салон и при закрытой пятой двери. Например, если не в порядке ее уплотнитель, не отрегулирован замок - и оттого здесь щели. А на машинах с кузовом седан можно надышаться угарного газа и через щели между крышкой багажника и ее уплотнителем.

Если пробита прокладка между выхлопным коллектором и выпускной трубой или "горе-вентиляция" выведена под машину, то у водителя и тут немало возможностей "надышаться" (рис. 2). Помните только, что, неудачно открыв окна задних дверей, иной раз можно сильно ухудшить ситуацию - через неплотности переднего щита газы еще активнее пойдут в салон, давление в котором теперь снижено. Лучше поступить по-другому, включив вентиляцию и тем самым создав "подпор" внутри.

Одна из проблем, не находящих простого решения, - как вести себя в уличной пробке, когда вас зажмут со всех сторон...

Лучше всего в пробку не попадать. А если уж случилось, то действуйте по обстоятельствам, опираясь на разум, ведь четкого рецепта заранее не даст никто, а возить с собой противогаз вы не захотите. Надо бы осознать, что ездить так, как мы привыкли, уже нельзя. Пора машины регулировать!

Подпишитесь на «За рулем» в