На зазорную тему
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/ДОЗНАНИЕ
НА ЗАЗОРНУЮ ТЕМУ
О ЧЕМ МОГУТ ПОВЕДАТЬ ДВЕРИ
ТЕКСТ / МИХАИЛ КОВРИГИН, РОМАН СОЛДАТОВ
Наблюдательному покупателю они дадут немало информации о подержанном автомобиле.
Начнем с дверных ручек. Садясь в автомобиль и выходя из него, даже самый аккуратный касается его руками, иногда царапает ключом - следы этого бывают заметны и на хроме уже к 10-15 тысячам километров пробега. На многих машинах, например на "самарах", берясь за ручку, легко повредить и лак двери (фото 1). Если присмотреться, можно сделать полезные выводы - как много автомобиль ездил (обычно - больше, чем утверждает хозяин), насколько бережлив владелец. А что, если и все остальное в машине в таком же виде?
Хозяин стоит на своем, тычет пальцем в спидометр... Хорошо, продолжим осмотр. Тем более, что скрутить счетчик километража - дело несложное. В тех местах дверей, которых часто касались руки, потерта краска и обнажилось основное покрытие, лежащее ниже, а опускные стекла, особенно водительское, затерты почти до полной потери прозрачности (фото 2 и 3). Пусть сказки насчет пройденных "20 тысяч" хозяин рассказывает кому-нибудь другому. Эти наблюдения говорят о том, что машина много ездила по грязным дорогам, в частности зимой, когда под уплотнители набивался песок. И ее реальный пробег в несколько раз больше! Не исключено, что на ней к тому же "бомбили" - перевозили за деньги пассажиров.
Теперь посмотрим, нет ли деформаций. Вот одна (фото 4) - длинная вертикальная вмятина в передней части двери. Часто здесь заметны следы ремонта. Видно, хозяин бывал невнимателен, двигаясь задним ходом. Зацепившись за что-то, дверь распахнулась, сломав ограничитель, и помялась о ребро крыла. Откроем ее. Внутри - новый ограничитель? Значит, так все и случилось. Если же его до сих пор не поставили, владелец или типичный лодырь, или неумеха. Скорее всего, вся машина так же запущена. Плохо работающий стеклоподъемник или заедающий замок могут только подтвердить это.
Осмотрим дверные петли. Винты их крепления затянуты с большим усилием - попытка отвернуть не пройдет бесследно. Кузов на заводе красят вместе с навесными деталями - после этого всякое отворачивание винтов или смещение петель оставляет след. Это должно насторожить: для такой операции нужны веские причины - перекос кузова в результате удара, перегрузки и т. д.
Теперь осторожно прикроем переднюю дверь, не защелкивая замка, чтобы она не приподнялась, и оценим зазоры между дверью и передним крылом, а затем - порогом. Неправильные зазоры обычно свидетельствуют о том, что переднее крыло или порог уже меняли. Последний может быть и деформирован от удара. Затем плотно закроем эту дверь и проверим зазор между нею и задней дверью. Уменьшенный указывает на сжатие проемов кузова. Кстати, дверь при этом начинает задевать фиксатор замка (фото 5, 6). Это - обычный результат удара в переднюю или заднюю часть автомобиля. Увеличение же этого зазора говорит о растяжении "боковины" кузова. Последнее чаще всего - следствие сильного бокового удара с противоположной стороны. Кузов выгибается, как банан (рис. 1). Поврежденную сторону при ремонте восстановят, но зазоры на другой стороне автомобиля часто остаются увеличенными (уменьшить их довольно сложно). Все это не должно ускользнуть от внимания покупателя: машина-то кривая!
Неправильный зазор между рамкой двери и стойкой ветрового стекла (рис. 2) - следствие серьезной аварии, затронувшей крышу. Если петли исправны, а дверь рамкой "налезает" на среднюю стойку (рис. 3), это уже перекос кузова. Иногда такое происходит и при перегрузке небитого, но старого, хлипкого автомобиля.
Если дверь поднялась и рамкой задевает за водосток крыши (рис. 4), нужно благодарить усердного жестянщика, "перетянувшего" просевший кузов или "переломавшего" дверь. Или же это остаточная деформация кузова - его лихо поддомкрачивали в средней части. А если дверь "провалена" внутрь относительно переднего крыла, скорее всего, автомобиль пережил боковой удар в переднюю дверную стойку.
Учтите: если исправную дверь нормальными приемами не удается выставить в пределах заводских регулировок, это говорит о критическом состоянии кузова. И вам должно быть все равно - плохо ли его ремонтировали или он потерял жесткость из-за усталости металла, коррозии - от такой покупки лучше отказаться, как бы ни убеждал вас хозяин! Если спор затянулся, а просто так уйти неловко, предложите ему показать, насколько кузов сохранил свою жесткость. Всего-то и нужно... поддомкратить слева передок машины. Теперь попробуем открыть дверь. Не получается? Или открывается туго, со скрежетом? Но только что к замку претензий не было! Значит, все дело в перекосе кузова от того, что его "угол" поддомкрачен.
Иной кузов настолько хлипок, что и домкрата не нужно: остановилась машина с колесом на бордюре или где-то на неровной дороге - и двери уже закрываются-открываются плохо. Хуже всего тот кузов, состояние которого меняется после каждого "поддомкрачивания": скажем, опустили машину и дверь открывается плохо. Значит, это происходит и на неровной дороге, и при разгонах, торможениях, поворотах. Если кузов не держит форму, будьте уверены: скоро наверняка развалится. Его удел - вторчермет. А ваш - искать другое авто!
Рис. 1. Увеличенные зазоры между дверями - результат "растяжения" боковины кузова после удара в противоположную сторону.
Рис. 2. Зазор между рамкой двери
и передней стойкой увеличен.
Рис. 3. Дверь "налезает"
на среднюю стойку крыши.
Рис. 4. Дверь задевает рамкой водосток крыши.