Братья по приводу

БРАТЬЯ ПО ПРИВОДУ

ТЕХНИКА

/ТЕСТ VAZ 2123, Kia Sportage

БРАТЬЯ

ПО ПРИВОДУ

ДВА

РОССИЙСКИХ

ВСЕДОРОЖНИКА

НА ДЛИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЯХ

ТЕКСТ, ФОТО / АЛЕКСАНДР БУДКИН, ЮРИЙ НЕЧЕТОВ

Два вседорожника появились на редакционной стоянке почти одновременно. Близкий окрас (синий металлик) и логотипы "За рулем" на бортах сделали VAZ 2123 "Ниву" и "КИА-Спортидж" похожими, как братья.

О новой "Ниве" написано уже немало (последняя публикация - ЗР, 2001, № 8). Да, здесь "во всей красе" представлены обходные технологии. Да, она наверняка в чем-то изменится, взяв тайм-аут и породнившись с "Шевроле". Но уже сейчас мы имеем возможность опробовать новинку в повседневной эксплуатации, почувствовав себя в шкуре тех счастливчиков, которые выложили за экспериментальный, по сути, автомобиль 260-300 тыс. руб. ($9-10 тыс.). Ведь небольшая серия этих машин пошла в продажу, приобретя статус товара. Согласитесь, это обязывает. Кстати, поначалу новая "Нива" стоила и вовсе около 400 тыс. руб. - почти как "КИА-Спортидж" в простейшей комплектации (ЗР, 2000, № 12). Последний собирают в Калининграде на предприятии "Автотор", поэтому под капотом у него шильдик "Сделано в России" - такой вот обрусевший кореец. Просят за него от 420 тыс. руб. ($14,4 тыс.).

Теперь - первые впечатления людей, которые не только испытывают вседорожники, но и живут вместе с ними: ездят на работу, на рыбалку, в отпуск, перевозят тещу и ее картошку, лыжи, телевизор - в общем, эксплуатируют.

"НИВА"

А смотрится ничего, куда лучше той, старой! Даже с некоторой претензией. Те, кто не читает автомобильных журналов, принимают за иномарку. Фары изящные, ручки на дверях новомодные, запаска сзади, пятая дверь вбок открывается. Да и на ногах стоит как-то поуверенней: диски легкосплавные, колеса стали шире при меньшем на дюйм посадочном диаметре - 205/70R15 против 175/80R16. А ну-ка, что внутри... О-о-о, не "Нива" - "десятка" какая-то. Правда, что из экспериментальной партии - видно сразу: на конвейере такую дешевую пластмассу не используют.

Посадка удобная, в комбинации приборов два жидкокристаллических дисплея: один - для километража, второй - для часов или забортной температуры (на выбор). В салоне просторно - увеличение размеров пошло на пользу. А сзади-то места, хоть пассажиров на колени сажай. В багажнике, пожалуй, тоже посвободнее, но не намного. Особенно хорошо заметна разница со старой машиной, если сложить задние сиденья. В новую без труда войдет 200-литровая бочка; хочешь - стоя, хочешь - лежа (пробовали).

Теперь под капот. Двигатель на нашей машине - своеобразный гибрид из двух: VAZ 21214 и VAZ 2123. Здесь уже стоит гидронатяжитель цепи, есть гидрокомпенсаторы зазоров в клапанах и применена однорядная цепь с большими натяжителем и успокоителем. Мотор работает не по-российски тихо. Правда, генератор пока внизу, как раз напротив правой колесной ниши, к тому же спрятался под термостатом и множеством шлангов системы охлаждения - на "23-м" моторе он займет место повыше. Два электровентилятора снизили риск перегрева двигателя.

Ага, наконец-то: на отечественном автомобиле появился фильтр воздуха для салона. Э-э-э... точнее, место для него предусмотрели, самого фильтра нет. Но и это хорошо - сами найдем подходящий и поставим. Руки-то для чего? А дело им найдется - это поймете, когда взглянете на машину снизу. Догадались? Владельцы старых "нив" - наверняка. Трансмиссия-то от старушки, хоть и изменена. Собирали ее там же. Вообще, в машине слишком многое по обходным технологиям - воспринимаешь ее скорее как концепцию... на колесах. Качество сборки даже по вазовским меркам скверное; текла "концепция" почти отовсюду, куда что-нибудь залито. Сейчас уже лучше - половину течей устранили, за другую - вот-вот возьмемся.

Все это особенно обидно, когда видишь, насколько удачно задуман автомобиль: едет хорошо, крепко стоит на шоссе, шутя глотает выбоины. Геометрическая проходимость на фоне заморских конкурентов выше всяких похвал. В тяговооруженности, правда, уступает - но не в ней загвоздка. Собери АвтоВАЗ новую "Ниву-Шеви" с качеством хотя бы самой недорогой иномарки да сделай трансмиссию, чтоб первые 50-70 тысяч про нее не вспоминать, - ближайших конкурентов на дорогах страны искать пришлось бы долго. Но безукоризненное качество сборки отечественного автомобиля, собранного из отечественных комплектующих, даже под контролем иностранцев... Хотелось бы в него верить. Во всяком случае, сейчас владельцу VAZ 2123 нужно "иметь выходы" на Тольятти, где он будет искать оригинальные запчасти - термостат, расширительный бачок, маятниковый рычаг, шаровые опоры, амортизаторы. Что еще добавить? Расход топлива - небольшой, 10,3-10,5 л на "сотню".

"КИА-СПОРТИДЖ"

Знакомство именно с этим "Спортиджем" началось давно. В начале прошлой зимы мы с ним побывали в Заполярье, пройдя в общей сложности около 10 тыс. км, в том числе при морозах до -42°С. Взятая прямо с дилерской стоянки машина прошла экспресс-обкатку, намотав за одну ночь 1000 км по Подмосковью. Затем плановое обслуживание с заменой масла на 0W40 - и вперед, в экспедицию. Лишь весной машина снова попала в редакцию для длительного теста и с тех пор прошла еще 8 тыс. км.

Вседорожники в России продаются, как правило, в весьма богатых комплектациях, что уже воспринимаешь как норму. С этой точки зрения салон "Спортиджа" выглядит скромно. Но все, что есть, работает - панели не скрипят, ручки не отваливаются. Конечно, по привычке отыскал несколько эргономических "блох" - невидимы расположенные низко рукоятки корректора фар и регулировки зеркал, а также выключатели очистителя и омывателя заднего стекла. В солнечную погоду плохо различима индикация включения кондиционера и вентилятора рециркуляции. Зато все "щелкает" без единого сбоя уже 18 тыс. км. Разве что вентиляция салона оставляет желать лучшего: даже при минимальной влажности все стекла потеют. Выручает такое радикальное средство, как кондиционер. Впрочем, зимой от обмерзания и он не спасает.

Салон "Спортиджа" поуже, чем у новой "Нивы", так что сзади троим на особый комфорт рассчитывать не приходится. Багажник невелик, но грузить его можно под потолок - полки над ним нет, что трудно признать достоинством. При частом пользовании багажником начинает надоедать двухступенчатый процесс его открывания: сначала откинул влево запаску, потом (ключом!) открыл дверь. Искать нестыковки кузовных панелей, щели размером в палец, потеки краски - занятие неблагодарное, их нет. Кузов собран аккуратно и добротно.

"Спортидж" достаточно динамичен на дороге, но самые безобидные дефекты покрытия заставляют его болезненно вздрагивать - приходится снижать скорость и даже корректировать траекторию рулем. Вероятно, дело в сочетании больших неподрессоренных масс, присущих вездеходу, сравнительно жесткой короткоходной подвески и мягких амортизаторов - эти соображения мы обязательно проверим. Впрочем, как и внедорожные качества, которые, на первый взгляд, кроме хода подвески, ограничены хрупкими пластиковыми порогами и довольно "беззубыми" стандартными покрышками "Кумхо-Туринг 791" 205/75R15. Средний эксплуатационный расход "92-го" бензина (40% пробега город, 60% - пригород) при весьма динамичной манере езды составил 11,4 л/100 км - неплохо для вседорожника массой полторы тонны.

О неисправностях и поломках рассказать нечего - их не было. Отвык то и дело заглядывать под капот; забыл, когда последний раз доставал инструмент. Езжу на работу в светлой рубашке! В общем, разбаловался, а оттого стал придирчив к мелочам: в последнее время что-то плохо закрывается лючок бензобака...

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Первый раунд очной встречи явного лидера не выявил. Да и не должен был - это лишь знакомство. Сильной стороной "Нивы" был признан... ее хороший потенциал: машина очень толково задумана. "Спортидж" противопоставил отличное, по отечественным меркам, качество изготовления. Объективное сравнение отложим до одного из ближайших номеров.

"НИВА" VAZ 2123

Несущий кузов; двигатель - 1,7 л, 59 кВт/80 л. с.; постоянный полный привод, понижающая передача, межосевая блокировка. Из перечня комплектации наиболее интересны регулируемая по высоте рулевая колонка, передние электростеклоподъемники, фильтр в системе вентиляции салона и легкосплавные колесные диски (в перспективе - электроусилитель руля).

"КИА-СПОРТИДЖ"

Несущая рама; двигатель - 2,0 л, 94 кВт/128 л. с.; постоянный задний привод, жестко подключаемый передний мост, понижающая передача. В комплектации - гидроусилитель руля с регулируемой по высоте колонкой, электроприводы зеркал и всех четырех стеклоподъемников, кондиционер, аудиоподготовка с автоматической антенной, центральный замок, иммобилайзер, пластиковый "обвес" кузова. У редакционного "Спортиджа" есть также АБС, две фронтальные подушки безопасности и продольные дуги на крыше - за все 490 тыс. руб. ($16,9 тыс.).

Подпишитесь на «За рулем» в