Реки текут вспять

РЕКИ ТЕКУТ ВСПЯТЬ

ТЕХНИКА

/НАШЕ ЗНАКОМСТВО

РЕКИ ТЕКУТ ВСПЯТЬ

РОВНО ЧЕРЕЗ 45 ЛЕТ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ ПЕРВОЙ "ВОЛГИ" СТАРТУЕТ GAZ 3111

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ

ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, АЛЕКСАНДР САДОВНИКОВ

ОТ ИСТОКОВ

Нынешние конструкторы, наверно, завидуют коллегам, работавшим на ГАЗе полвека назад. Как ни хороша и любима народом была "Победа", всего через десять лет ее потеснила на конвейере абсолютно новая модель.

Глядя на машину с гордым именем "Волга", советские люди, должно быть, действительно верили, что СССР скоро догонит и перегонит Америку. Нарядная машина с гордой пятиконечной звездой на облицовке радиатора удивляла просторным светлым салоном, мягкой подвеской, а потом и мощным верхнеклапанным мотором, невиданной автоматической коробкой передач.

До конца 60-х "21-я" была самой любимой машиной в стране, ее символом. Даже в 1970-м, когда ее сняли с производства, многие ворчали: новая "Волга" GAZ 24 казалась не столь прочной, надежной, красивой.

В НОВОЕ РУСЛО

От поколения к поколению содержание "волг" менялось не сильно. GAZ 3110 - по сути, модернизированная "двадцать четверка", а та по ходовой части - близкая родственница "21-й". Новый мощный двигатель, гидроусилитель руля еще острее выявили недостатки устаревшего шасси. Зарубежные одноклассники ушли далеко вперед. Даже долгожданный GAZ 3111 выглядит рядом с ними бледно (табл. 1, 2).

Среди иномарок класса Е есть близкие к "Волге" по мощности модели, например, " КИА Маджентис", " Форд Мондео", " Ниссан Максима". Однако таких аналогов (кстати, их моторы по объему меньше "волговского", всего 2-литровые) совсем немного и они не слишком престижны.

И все же у "Волги" по-прежнему хватает поклонников. Увеличит ли их армию очередное поколение нижегородских машин? Кто сядет за руль и, конечно, на задний диван первой "Волги" ХХI века? Будет ли ее судьба такой же счастливой, как у бабушки, отмечающей 45-летие?

КАБИНЕТ НОМЕР ОДИННАДЦАТЬ

Новая "Волга" неплохо смотрится возле солидного офиса или банка и особенно гармонирует с серым министерским мрамором. На стоянке в длинном ряду вальяжных автомобилей "11-ю" ни с чем не спутаешь. Нижегородские дизайнеры, в духе современных стилистических тенденций, продемонстрировали верность "волговским" традициям, подчеркнув характерными линиями боковины и деталями отделки родство GAZ 3111 с легендарной "21-й". Насколько удалось сочетать запоминающуюся внешность с аэродинамикой? Завод не сообщает Сх, однако настораживает, что максимальная скорость "Волги" на целых 20 км/ч ниже, чем у близкого по классу, также 136-сильного " КИА Маджентис".

Лицо и салон новинки, безусловно, отвечают современным представлениям о респектабельности. Рулевая колонка регулируется по углу наклона, приборы и кнопки расположены удобно. Раздражают подрулевые переключатели, причудливо отклоненные от водителя: чтобы включить "поворотник", нужно тянуть руку к далекой панели.

Приятное впечатления от нарядного, даже богатого интерьера GAZ 3111 портят фирменные "волговские" штрихи: бесформенное и чересчур высокое сиденье, заставляющее рослого водителя беспокоиться о сохранности прически.

ПОПЛЫЛИ...

Не надо тревожить удобно устроившегося сзади шефа: GAZ 3111, как любая "Волга", создана для уверенной, но нерезкой езды (табл. 3). Мощности заволжского 2,5-литрового мотора вполне хватает, чтобы не чувствовать себя ущербным в потоке. Для комфорта, конечно, не помешала бы автоматическая коробка передач, пусть в ущерб динамике - и с "механикой" дух не захватывает.

Кстати, 45 лет назад попытка ГАЗа сделать "автомат" массовым не удалась - не хватало квалифицированного обслуживания, нужного масла, технологической культуры. Увы, сегодня даже об импортном "автомате" для "Волги" говорят туманно.

А ЕСЛИ ШЕФ ТОРОПИТСЯ?

На первый взгляд под капот "11-й" просится более мощный мотор. Но такой агрегат нарушит шаткую гармонию. Благодаря реечному рулевому механизму реакции машины стали более острыми и точными. Но усилитель руля, удобный при неспешном маневрировании, практически лишен обратной связи. При попытке ехать "на все деньги" послушная длиннобазная машина с плотной, без былых люфтов, бесшкворневой подвеской, внезапно теряет светскую выправку и превращается в знакомую "баржу", неприятно, а иногда и опасно виляющую кормой. Не стоит соревноваться с "мерседесами" в светофорных гонках, тем более заносчиво пытаться обгонять их на шоссе. Спортивный стиль - не для "Волги".

От предыдущих моделей водители справедливо не требовали спортивных замашек. Стихия "21-й" - неспешное размеренное передвижение, себе - солидному - в удовольствие. Огласив окрестности породистым рыком, плавно тронулся, тут же перевел рычаг от себя вверх - на вторую (кстати, несмотря на дистанционный, с множеством сочленений привод управления коробкой, четкость переключения отменная), разгон до 40 км/ч - третья и, неспешно набирая скорость, спокойно едешь, наслаждаясь работой подвески, уверенно проглатывающей неровности.

Конечно, "11-я" обставит бабушку по всем параметрам, но ведь и представления о скорости и маневренности за 40 лет сильно изменились.

"ВОЛГА" ЯГОДКА ОПЯТЬ?

С позиций завода, GAZ 3111 - это значительный шаг вперед: новые кузов и передняя подвеска, тормоза с АБС - машина стала современней и комфортней. Но новинка все же сохранила фирменный характер - эдакую вальяжность с ленцой. Мы намеренно не говорим о мелких огрехах сборки. Увы, не только GAZ 3111, все отечественные новинки - жертвы обходных технологий.

Поклонники "Волги" наверняка заинтересовались бы машиной. Но за первые экземпляры "11-х" в московских салонах просят 475-485 тысяч рублей (16,2-16,5 тыс. долл.). Конечно, импортные автомобили бизнес-класса намного дороже (хотя та же " КИА Маджентис" со 136-сильным мотором - всего-то на две с небольшим тысячи долларов).

Вернемся к сравнению одноклассников. ГАЗ-21 заслуженно пользовался уважением у нас и за рубежом. Солидный, с кузовом в американском стиле, динамичный автомобиль прекрасно вписался в ритм европейской жизни 50-х-60-х гг. Увы, о GAZ 3111 этого не скажешь: современных одноклассников на ней не догнать. Даже если завод сумеет снизить цену на несколько тысяч "зеленых", машину купят разве что большие оригиналы, предпочитающие бизнес-класс по-российски признанным в мире "недомеркам".

...Прощаясь с новой "Волгой", мы еще раз взглянули на ее запоминающийся силуэт. Хорошо, что нижегородцы верны традициям, что "11-я" напоминает о легендарной "21-й". Все-таки хочется, чтобы новинка стала музейным экспонатом только после долгой и славной жизни, как первая "Волга", родившаяся 45 лет назад.

"ВОЛГА" ГАЗ-21 Р

ОБЩИЕ ДАННЫЕ: число мест - 5; снаряженная масса - 1450 кг; полная масса - 1875 кг; максимальная скорость - 130 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 38 с; расход топлива при скорости 40-50 км/ч - 9 л/100 км; топливо - А-72 (для двигателей 80 л. с. - А-76; 85 л. с. - А-80). РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4810; ширина - 1800; высота - 1620; база - 2700; колея спереди/сзади - 1410/1420; дорожный просвет - 190. ДВИГАТЕЛЬ: ЗМЗ-21А, четырехцилиндровый, рядный, бензиновый, 2 клапана на цилиндр; рабочий объем - 2,45 л; степень сжатия - 6,7 (80 л. с. - 7,15; 85 - 7,65); мощность - 55,1 кВт/75 л. с. при 4000 об/мин (экспортные версии - 58,8 кВт/80 л. с. и 62,5 кВт/85 л. с.); максимальный крутящий момент - 170 Н.м при 2000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: привод на задние колеса; коробка передач - механическая трехступенчатая. ПОДВЕСКА: передняя - независимая на поперечных рычагах; задняя - зависимая рессорная. ТОРМОЗА: барабанные. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: червяк с двойным роликом. РАЗМЕР ШИН: 6.70-15

БИОГРАФИЯ МОДЕЛИ

Проектировать ГАЗ-21 (ведущий конструктор А. Невзоров, дизайнер Л. Еремеев) начали в 1953-м, через два года автомобиль прошел госиспытания. Конструкция была передовой для отечественного автомобилестроения: верхнеклапанный двигатель, автоматическая коробка передач, централизованная система смазки узлов передней подвески (устанавливали до начала 60-х).

Первые серийные "волги" ГАЗ-21Г, выпускать которые начали в октябре 1956 года, оснащали 65-сильным нижнеклапанным мотором объемом 2432 смз (версией двигателя "Победы") и трехступенчатой механической коробкой.

С 1957-го выпускали "чистую" "21-ю" с 70-сильным (2,45 л) двигателем и автоматической коробкой передач. "Автоматом" оснастили всего семь сотен машин.

В 1958-м изменили отделку кузова: вместо облицовки радиатора со звездой появилась "акулья пасть" - 16 вертикальных прорезей в решетке. Тогда же начали делать экспортную версию с 80-сильным мотором.

В 1962-м с капота, к большому сожалению покупателей, исчезла фигурка оленя, решетка радиатора получила 36 отверстий - "китовый ус", изменились подфарники, задние фонари, бамперы. Двигатель с иными кулачками распредвала, клапанами, системой смазки развивал теперь 75 л. с. (на экспортных версиях - 80 и 85 л. с.). 15 июля 1970 года с конвейера сошел последний автомобиль ГАЗ-21.

БИОГРАФИЯ МОДЕЛИ

Ходовой макет новой "Волги" (ведущий конструктор О. Медведев, дизайнер И. Безродных) впервые представили на Московском международном мотор-шоу в 1998 году. В изготовлении первых образцов принимала участие американская фирма "Вентури". На автомобиль планируют ставить впрысковый двигатель ЗМЗ-4052.10, дизели семейства ГАЗ-560, а также импортные агрегаты.

В 2001-м автомобиль показали в США, на выставке в Кливленде. В конце лета новые "волги" появились в столичных автосалонах.

"ВОЛГА" GAZ 3111

ОБЩИЕ ДАННЫЕ: число мест - 5; снаряженная масса - 1550 кг; полная масса - 2050 кг; максимальная скорость - 180 км/ч; разгон с места до 100 км/ч - 12,9 с; расход топлива: 90/120/ГЦ - 8,2/11,2/11,9 л/100 км; топливо - АИ-92. РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4897; ширина - 1840; высота - 1472; база - 2820; колея спереди/ сзади - 1540/1526; дорожный просвет - 160. ДВИГАТЕЛЬ: ЗМЗ-4052.10, четырехцилиндровый, рядный, бензиновый, 4 клапана на цилиндр; рабочий объем - 2,5 л; степень сжатия - 9,3; мощность - 100 кВт/136 л. с. при 5200 об/мин; максимальный крутящий момент - 216 Н.м при 4000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: привод на задние колеса, коробка передач - механическая пятиступенчатая. ПОДВЕСКА: передняя - независимая на двойных поперечных рычагах, задняя - зависимая рессорная. ТОРМОЗА: с усилителем и АБС; впереди - дисковые вентилируемые; сзади - барабанные. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: реечное с гидроусилителем. РАЗМЕР ШИН: 205/65R15.

Подпишитесь на «За рулем» в