Катализатор климата
ТЕХНИКА
/СЛОВА, СЛОВА...
КАТАЛИЗАТОР КЛИМАТА
ТЕКСТ / МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ
И ДЫШИТСЯ ЛЕГЧЕ
Вот уже четыре десятилетия автомобильные конструкторы бьются над тем, как сделать двигатели внутреннего сгорания относительно безопасными для окружающей среды. Самым действенным средством сегодня признан каталитический нейтрализатор (catalytic converter) отработавших газов, снижающий содержание вредных веществ в выхлопе более чем на 80%. Нередко в прессе (особенно массовой зарубежной) используют термин "катализатор"; видимо, повлияли шильдики Catalysator, которыми многие фирмы-производители украшали автомобили в эпоху внедрения подобных систем. Такой термин в данном случае не совсем корректен. Дело в том, что катализатор - это вещество, ускоритель химической реакции, а нейтрализатор - само устройство, обезвреживающее выхлоп, сложное и дорогое. Хотя внутри него действительно присутствуют катализаторы, нанесенные на керамические соты. Это металлы - палладий, платина, родий, никель и церий. Именно с их помощью взаимодействуют между собой монооксид углерода (СО), несгоревшие углеводороды (СН) и окись азота (NОx), образуя нейтральные азот, воду и углекислый газ.
Как это нередко бывает с заимствованными словами или сугубо техническими терминами, официальное имя "эколога" в обиходе употребляют нечасто. "В миру" большее распространение приобрел купированный вариант названия - нейтрализатор, который, впрочем, вполне понятен и профессионалам, и любителям.
УПРАВЛЯЕМ ПОГОДОЙ
Перелистывая газеты с объявлениями о продаже автомобилей, то и дело встречаешь упоминания о кондиционере (air conditioner) или климат-контроле (climate control). Понятно, что эти устройства призваны улучшить климат в салоне. В чем же отличия?
Первые системы для охлаждения воздуха начали устанавливать на американские автомобили еще в 70-х годах. С тех пор инженерная мысль шагнула вперед, хотя на дешевые современные машины до сих пор монтируют простые кондиционеры, аналогичные по конструкции предкам. Управлять ими можно только вручную: менять скорость вентилятора, регулировать температуру. Довольно хлопотно создать комфортную "погоду" - это нередко заставляет водителя отвлекаться от дороги.
Поэтому все чаще даже на недорогих авто встречаются более сложные системы климат-контроля, объединяющие кондиционер с отопителем и наделенные "интеллектом"; иногда их также называют климатическими установками. Здесь кондиционером управляет электроника, которая позволяет создать (и, что гораздо важнее, точно поддерживать) желаемый микроклимат. Достаточно задать с помощью блока управления требуемое значение температуры - и можно наслаждаться прохладой или теплом. Естественно, климат-контроль дороже обычных кондиционеров, и не только из-за электронных "мозгов". Система опрашивает датчики, определяющие температуру в салоне, и отдает команду на открытие различных клапанов и заслонок. Они регулируют количество воздуха, поступающего извне, и формируют поток, проходящий через испаритель кондиционера или радиатор отопителя. На престижных моделях климат-контролем могут командовать не только водитель и передний пассажир, но и обитатели заднего "дивана"; кроме того, каждый из седоков может выбрать (в известных пределах) температуру и даже влажность по своему вкусу.
До рабочей температуры 450° большинство каталитических нейтрализаторов разогревается приблизительно за полторы минуты. В перспективе это время сократится до нескольких секунд и обезвреживаться будет до 99% токсичных веществ.
Климат в салоне "Мерседеса" S-класса создают, основываясь на показаниях датчиков температуры и влажности воздуха, а также интенсивности ультрафиолетового излучения.