Сколько налогов в автомобиле?
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/ЛИКБЕЗ
СКОЛЬКО
НАЛОГОВ
В АВТОМОБИЛЕ?
ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
Когда, буквально по копейке скопив некую сумму, мы отправляемся в магазин, чтобы купить автомобиль, каждый из нас не просто осуществляет свою многолетнюю мечту, но еще и пополняет государственный бюджет. Вносит в него средства, необходимые для содержания милиции и народных депутатов, выплаты пенсий и пособий матерям-одиночкам и т. д. То есть приносит пользу стране! Только вот как измерить масштабы этой пользы? Скольких матерей-одиночек содержит, например, каждый владелец "шестерки"?
КОНВЕЙЕР РАБОТАЕТ -
КОПЕЕЧКА КАПАЕТ
Оказывается, когда автомобиль, который кто-то из нас собирается купить, существует только в виде цифры в плане - предприятие уже начинает платить за него налоги. Их сегодня несколько. Во-первых, конечно, это налог на прибыль - его платят все автозаводы (даже если прибыли с гулькин нос) - 35%. Затем - НДС, акциз (его берут не со всех автомобилей, а только с двигателя мощностью свыше 90 л. с.), налоги на пользователей дорог, на заработную плату, на имущество, на рекламу...
В итоге получаем цифры. Российский автопром - это не только АвтоВАЗ и ГАЗ, но еще около 300 заводов по производству комплектующих и примерно миллион работников. За прошлый год все они вместе произвели продукции на 200 млрд. руб.; средний уровень рентабельности составил 10% (по мировым показателям мало, но куда нам пока до развитых стран...). Прибыль всех этих предприятий составила примерно 20 млрд. руб., а вот налогов только в федеральный бюджет они заплатили... 29,8 млрд. руб. Что соответствует 1 млрд. долл. США.
Конечно, эти суммы они выплатили не из оборотных средств предприятий (если бы у наших автозаводов были такие деньжищи - не мы бы Америку догоняли, а она нас), а включили в стоимость автомобиля, переложив на могучие плечи потребителя. Нас с вами. Теперь, собственно, несложно подсчитать, сколько налогов содержится в каждом автомобиле, когда он выезжает из заводских ворот.
В прошлом году в стране округленно было произведено 1 млн. 200 тыс. легковых автомобилей, грузовиков и автобусов. Средняя стоимость каждого - около 165 тыс. руб. (не совсем, конечно, правильно "суммировать" междугородный ЛиАЗ с маленькой "Окой", но для таких расчетов это позволительно), а в каждом усредненном транспортном средстве налогов - 29,8 тыс. руб., или 18%. Причем специалисты говорят, что в грузовике эта доля чуть меньше, а в легковом автомобиле - больше. То есть в каждом отечественном автомобиле примерно одну тысячу долларов составляют налоги! Но все равно, вроде бы, не очень много. Только не забывайте: автомобиль-то еще даже до магазина не добрался и цена его пока - оптовая...
ЗА МОРЕМ ТЕЛУШКА - ПОЛУШКА
А за воротами завода в ожидании автомобиля целая когорта продавцов - оптовых и розничных, так что пока он доберется до конкретного автосалона в Саратове или Новосибирске - может пройти через множество рук. В результате "маржа" - разница между ценой, за которую машину купили на заводе, и той, по какой ее сбудут конечному клиенту, может составить до 300 (!)%. Это - крайний вариант, когда в сделке участвуют вконец обнаглевший продавец и ничего не смыслящий покупатель. А так маржа составляет 30-50% и зависит от спроса, транспортных расходов, арендной платы и многого другого. Обычная прибыль продавца сегодня - примерно 10%, из которой четверть придется уплатить в качестве налога. Итого - 4-5 тыс. руб. Естественно, затем их заложат в стоимость автомобиля.
ДВИГАТЕЛЬ РАБОТАЕТ - ГОСУДАРСТВУ ПОЛЬЗА
Но по-настоящему нести "золотые яйца" в казну автомобиль начинает тогда, когда новый владелец садится за руль. И пресловутый дорожный налог тут - сущая ерунда. Владелец "Жигулей" в Москве, к примеру, выкладывает всего 225 руб. в год (правда, с будущего законодатели планируют значительно увеличить поборы). Главные налоги, как рассказал президент Российского топливного союза Сергей Борисов, заложены в бензине и прочих ГСМ, без которых автомобиль не проедет ни метра. В каждом литре топлива - около 60% составляют разные налоги и акцизы. Если средняя цена бензина АИ-92 в России - 8 руб. за литр, то налогов из них - 4 руб. 80 коп. В среднем один автомобиль за год проезжает около 20 тыс. км, расходуя 2000 л топлива. Значит, за это время он заплатит в бюджет 9600 руб! Одно радует - в большинстве стран Европы "бензиновые налоги" еще больше - 75-80%, а в Великобритании и вовсе превышают 85%. Там считают, что гораздо выгоднее продать потребителю раз в несколько лет дешевый автомобиль (производители, как правило, облагаются не очень высокими налогами), а потом поставить его перед необходимостью все время заливать в бак дорогой бензин. Куда он, родной, денется - оставит что ли любимую машинку ржаветь в гараже или на стоянке? Не дождетесь!
КТО В СТРАНЕ ГЛАВНЫЙ?
Если попытаться кратко подвести итоги, то получится, что наш автолюбитель для государства (и его бюджета) - действительно курица, несущая золотые яйца. Один автомобилист ежегодно, часто сам того не зная, приносит стране больше 10 тыс. руб. налогов. Между прочим, матери-одиночке от государства полагается пособие... 180 руб. в месяц, значит, один владелец "Лады" "содержит" 4,6 неполных семьи! Но это - шутка. А если серьезно, то в любой стране владелец транспортного средства - один из самых желанных "объектов" для налогообложения. Свой автомобиль он не спрячет в оффшорной зоне или швейцарском банке, а колеса наматывают каждый день не только десятки километров, но и накручивают немалые денежки, которые автоматически "капают" в казну. Так что любить и холить его у нас просто обязаны и государственные чиновники, которым из его денег выплачивают зарплату (не самую маленькую), и пенсионеры вкупе с матерями-одиночками (причины изложены выше). Однако первые все норовят придушить нас новыми налогами, а пенсионеры часто с возмущением в голосе осуждают "богатеев", которые весь двор своими личными машинами заставили.
Обидно, понимаете ли...