Навстречу собственному "я"
ТЕХНИКА
/ПРЕЗЕНТАЦИЯ
НАВСТРЕЧУ СОБСТВЕННОМУ "Я"
СААБ С ПРИСТАВКОЙ "СПОРТ"
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ
ФОТО / АВТОР И ФИРМА "СААБ"
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЦЕННОСТЯМ
В России популярность этой марки носит несколько своеобразный характер. Несмотря на ярых приверженцев (есть у нас даже клуб любителей СААБа), спрос на автомобили с шильдиком 9-3 весьма скромен; в современном парке шведских машин преобладает более дорогая модель - 9-5. В чем же причина невысокой популярности? Вряд ли истиных поклонников этой марки отпугивает цена или качество продукции. Не секрет, что автомобили, чье рабочее место ассоциировалось исключительно с кабиной самолета, а внешность нельзя было спутать ни с какими другими, имели репутацию "машины для водителя".
Однако постепенно младшие СААБы начали терять собственное "я", все более становясь усредненно-удобными. Слишком уж в них много стало комфорта и респектабельности и, наоборот, маловато азарта. Естественно, этого не мог не почувствовать потребитель. И вот начала действовать новая инвестиционная программа. В ней при разработке СААБа 9-3 львиная доля внимания уделена понятию "автомобиль для водителя". Надо видеть, с какой любовью создатели презентовали свое детище, названное "Спорт Седан". Другие типы кузовов появятся позднее - ведь на рынке престижных компактных автомобилей седаны занимают более 60%.
Нынешний СААБ 9-3 - не только 175 и 210 лошадиных сил базового двухлитрового двигателя, оснащенного турбокомпрессором. Это пяти- и шестиступенчатые коробки передач, вдвое большая жесткость кузова на кручение, минимум неподрессоренных масс, подруливающая в поворотах задняя подвеска ReAks и множество самых современных систем, помогающих водителю и отвечающих за его безопасность. СААБ стал удобнее и для пассажиров - колесная база увеличилась на 71, а ширина на 55 мм. Интересно, что общая длина машины осталась прежней, а все изменения произошли за счет уменьшения свесов кузова.
По традиции СААБ 9-3 использует ту же платформу, что и новый " Опель Вектра". Более того, если внимательно взглянуть на рентген машины, мы увидим немало родственных конструктивных решений. Однако комментарии инженеров из Трольхеттена категоричны - внешняя схожесть еще не означает одинаковых настроек, например шасси. Придавая своему автомобилю спортивные черты, они экспериментировали в самом широком диапазоне, подбирая кинематику подвесок, характеристики пружин, амортизаторов, стабилизаторов поперечной устойчивости. А как же иначе: ведь у немцев своя школа и свой подход к доводке ездовых качеств автомобилей, а у шведов - своя.
По традиции разработано два варианта подвесок: обычная и "Аэро". Естественно, последняя жестче и спортивнее.
ФАМИЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ
Давайте внимательно взглянем на новый кузов СААБ 9-3. Конечно, его профиль не столь выразителен, как раньше. Тем не менее, подчеркнутый клиновидный силуэт и аэродинамические накладки-спойлеры не оставляют сомнений в скоростном предназначении. Но все же визитной карточкой автомобиля, несомненно, служат стилистические решения передней части. Традиционная фильшрадиаторная решетка в форме греческой буквы "дельта", весьма выразительный разрез фар, гармонирующий с закругленными очертаниями ветрового стекла.
Где уж СААБ действительно ни с чем не спутаешь, так это в деталях интерьера. Создатели гордятся тем, что они построили автомобиль вокруг сиденья водителя, сохранив свой оригинальный стиль. Суть идеи в том, что по аналогии с кабиной летчика передняя панель как бы огибает водителя. Не все, однако, показалось идеальным в "летной" схеме. Надо быть страстным поклонником шведского автомобиля, чтобы с восторгом принять то огромное множество нужных и не очень тумблеров, сосредоточенных вокруг водителя. На ходу все эксперименты очень быстро заканчиваются передачей "поисковых" функций коллеге, сидящему справа, в противном случае рискуешь вылететь с дороги. Или, например, рычаг стояночного тормоза, идеально вписанный в изгиб тоннеля. Тут уже сосед попадает впросак, защемляя себе палец кнопочкой фиксатора. Слава богу, на этом выкрутасы заканчиваются.
Нельзя не оценить изысканно удобные сиденья, диапазоны и выбор регулировок. Здесь-то СААБ определенно даст фору многим конкурентам, как, впрочем, и в некоторых других деталях. Чего, например, стоит оригинальная - и отменно читаемая! - комбинация приборов в истинно саабовском духе.
При этом не забыты и пассажиры. На заднем сиденье им стало заметно просторнее, здесь сразу чувствуются те "лишние" сантиметры, что добавили создатели при проектировании нового кузова.
НА ИЗВИЛИСТЫХ МАРШРУТАХ
Для первого знакомства выбираю самую быструю версию "Спорт Седана" - "Аэро". Водительские амбиции здесь остужает лишь селектор пятиступенчатого "автомата", правда, с возможностью перехода в ручной режим управления ("СААБ-Сентроник"). Однако в реальной жизни потери почти незаметны, ибо взаимодействие между мощным двигателем и трансмиссией настолько утонченное, что про "автомат" быстро забываешь. Против ожиданий, характер мотора не поражает резкостью откликов. Мощное ускорение сопровождается очень мягкими переключениями передач, которые дают о себе знать только в режиме полного дросселя. В салоне господствует комфорт, нарушаемый еле слышными "всхлипываниями" турбонаддува, ненавязчивым звуком двигателя да посвистыванием рассекаемого воздуха. И не сразу замечаешь, что скорость давно перевалила разрешенную Правилами - а СААБ все взвинчивает темп...
Но скорость здесь, пожалуй, не главное: куда приятнее дружеские взаимоотношения между машиной и водителем. Словно великолепно настроенный инструмент, "Аэро" отслеживает любое ваше желание, не утомляя резкостью или, хуже того, вертлявостью. С ним словно сливаешься, получая истинное удовольствие от прохождения извилистых участков дороги: чем быстрее - тем интереснее. Подруливающая задняя подвеска действительно помогает при входе в поворот, а точность рулевого управления и хорошая обратная связь обеспечивают беспрекословное выполнение команд. В этих режимах движения хороши и плотные подвески: они только усиливают остроту ощущений. Для повседневной жизни такие, конечно, жестковаты, да и перспективы их использования в родном отечестве выглядят сомнительными. Уж больно чутко "Аэро" реагирует даже на мелкие неровности.
...Пора менять машину. Я вновь выбираю "Аэро", но уже с шестиступенчатой "механикой". И вот незадача - при троганье автомобиль чуть было не глохнет. Оказывается, правильный "автомат" неплохо сглаживал нюансы турбонаддува. Интересно, что и эта версия не огорошивает седока шквальным разгоном. Как и в предыдущем случае, все отклики СААБа довольно плавные, хотя в целом способности автомобиля не вызывают претензий. Возможно, дело в растянутых передаточных числах трансмиссии, заметно сглаживающей нрав мотора. Последний неплох до 2000 об/мин, но истинный характер он демонстрирует лишь после того, как стрелка тахометра перевалит отметку "3000".
Завершая программу, сажусь в машину попроще - 2,0 t, 175 л. с. У нее несколько больше дорожный просвет и, как следствие, другие настройки шасси. Разница чувствуется на первых же километрах. Поведение автомобиля стало куда обыденнее - не только из-за еще более спокойных откликов двигателя. Изменения его характера были, в общем-то, ожидаемы. Другим стал сам автомобиль. В его движениях наметилась большая свобода. Как результат, в поворотах нет чувства локтя, присущего "Аэро", а СААБ 9-3 из "Спорт Седана" превратился в обычный автомобиль, в меру быстрый, в меру комфортный, но неинтересный. Конечно же, он унаследовал от более изысканного собрата отменные тормоза, хороший акустический комфорт и приобрел даже лучшую плавность хода. Однако потери все же ощутимы - ведь водительский азарт для подобного автомобиля, наверное, важнее.
В ПОЛЬЗУ "АЭРО"
За пару дней пребывания в Швеции мы с десяток раз ответили на один и тот же вопрос: "Понравился ли новый СААБ 9-3"? И каждый раз суть ответа сводилась к одному: "Аэро" - безусловно. Это высококлассный автомобиль для человека, понимающего толк в нюансах вождения. Более же спокойные версии "Спорт Седана" вызвали куда меньше эмоций. Он вроде пытается повторить успех собрата - но увы, не все ему удается. А жаль, ведь хороших машин в этом классе немало, а вот неординарных - раз, два и обчелся.
Сердце СААБ 9-3 - двухлитровый двигатель.
Кинематика "подстаканника" легко соперничает с куда более сложными механизмами.