Кино давай!
ТЕХНИКА
/НА ЗАДНЕМ СИДЕНЬЕ
КИНО ДАВАЙ!
ВИДЕОСИСТЕМЫ ПРОБИВАЮТ ДОРОГУ В АВТОМОБИЛЬНЫЙ МИР
ТЕКСТ / МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ
УТЕХА ДЛЯ ПАССАЖИРА
Посмотреть трансляцию футбольного матча в автомобиле - событие уже не из области научной фантастики. Всего-то нужно обзавестись компактным телевизором, а универсальный крепеж позволит пристроить его в приглянувшемся месте салона, чаще всего на передней панели или консоли. Такой телевизор нетрудно в считанные минуты демонтировать, чтобы переставить в другую машину или унести домой: аппарат вполне пригоден для настольного использования.
Выпускают переносные телевизоры множество фирм: "Кларион", "Касио", "Фэнтом"... Главное отличие любой портативной модели от традиционной - жидкокристаллический дисплей, благодаря которому "экран" весит немногим более килограмма и в наиболее компактном варианте имеет диагональ 12 см.
Управлять компактным телевизором не составит труда даже ребенку. Хоть кнопки громкости или яркости расположены на передней панели, каждая уважающая себя фирма прикладывает к комплекту пульт дистанционного управления.
Многие автомобильные телеприемники снабжены функцией "поворота" картинки, что очень удобно: телевизор можно разместить хоть вверх ногами в любом месте салона.
ВИДЕОСАЛОН
Естественно, настоящих видеоманов и деловых людей не соблазнить даже самым лучшим переносным телевизором. Многие используют автомобильное видео не только для развлечения, но и работы. В этом случае роль телевизора играют уже два устройства: блок аудиовидеоресивера и монитор, который размещают в спинке, подголовнике переднего сиденья или под потолком - пассажирам так удобней, да и водителя не отвлекает. Вы спросите, к чему эти сложности? Дело в том, что ресивер служит отправной точкой при построении полноценной видеосистемы: он позволяет подключать к ней проигрыватели видеодисков DVD, мини-дисков MD и другие источники сигнала. До последнего времени наиболее распространенным из них был видеомагнитофон.
Компактные размеры автомобильных "видиков" не должны вводить в заблуждение - это серьезные аппараты, нередко позволяющие монтировать запись и способные выдерживать тряску, перепады температур и пыль. Автомобильная специфика диктует еще одно требование: магнитофон обязан работать, будучи размещен не только горизонтально, но и вертикально. Его "вживление" в машину - настоящий творческий процесс. С легкой руки маэстро-установщика магнитофон может отправиться в багажник, занять место в подлокотнике между передними сиденьями или под перчаточным ящиком.
Иногда инженеры идут на компромисс: магнитофон объединяют с монитором по принципу "видеодвойки" - в неразъемном корпусе. Несмотря на определенные минусы, в первую очередь ограниченные возможности по выбору места для установки, эти устройства довольно популярны. Причина, прежде всего, в меньшей стоимости и нередко - наличии тюнера, позволяющего просматривать не только видео-, но и телепрограммы. Среди самых активных популяризаторов идеи мобильных видеосистем - японские фирмы "Джей-Ви-Си" и "Тошиба", в Америке господствует "Аудиовокс".
ЗА РУЛЕМ КИНОТЕАТРА
С появлением стандарта DVD прижилось понятие домашнего, а затем и автомобильного кинотеатра. Вообще, Digital Versatile Disc произвел настоящий фурор: аппаратура для воспроизведения несоизмеримо компактнее традиционной аналоговой, а емкость превосходит видеокассету в несколько раз.
Как правило, построение аудиовидеокомплекса в машине интересует тех, кто любит путешествовать на колесах - в Европе и Америке такой вид отдыха чрезвычайно популярен. Поэтому неудивительно, что наиболее развитыми мультимедийными системами обладают полноразмерные или компактные мини-вэны.
В состав кинотеатра входят уже не только аудиовидеоусилитель, видеомагнитофон и монитор, но также DVD-плейер и обязательно - аудиосистема. Ведь основное отличие кинотеатра от простой видеосистемы состоит именно в высококлассном звуковом сопровождении видеоряда. Вставив DVD-диск в плейер, мы получаем возможность с головой окунуться в события, развивающиеся на экране: объемное стереозвучание обеспечивают как минимум шесть динамиков.
Каждый из четырех основных динамиков отвечает за свой "участок работ": левый или правый канал, тыл или фронт. Их дополняют сабвуфер - "низкочастотник" для подчеркнуто эффектного баса и динамик для воспроизведения сигнала центрального канала. Обработкой звука заняты декодер для получения объемного звука формата Dolby Digital или Digital Theater, а также цифровой процессор.
Естественно, речь идет о базовых моделях кинотеатров, а предела совершенству, как известно, нет. Например, у недавнего дебютанта "Майбаха" в салоне спрятан 21 динамик и 7 усилителей! Чем не концертный зал на колесах?
ПОМЕХИ НА ЭКРАНЕ
Прежде всего, расстроим тех, кто надеется на качественный прием видеосигнала во время движения. Дело в том, что современные телевизоры разрабатывали в расчете на цифровой формат вещания, а он пока не получил широкого распространения. Так что ради просмотра любимой телепрограммы с хорошим качеством "картинки" придется устроить привал и колдовать над антенной.
Существенным минусом всех без исключения жидкокристаллических мониторов была и остается некоторая заторможенность. Иногда кристаллы "не успевают" за быстрой сменой кадров и разворачивающимися событиями.
Владельцам магнитол знакома и другая особенность - восприимчивость кристаллов дисплея к низким температурам. А пользователи ноутбуков наверняка знают, как пропадает контрастность или цвет изображения, стоит лишь изменить угол зрения. От этих негативных моментов пока не избавлены даже самые дорогие модели телевизоров и мониторов.
КРУГОВАЯ ПАНОРАМА
Мультимедийный центр ценой известных затрат можно дополнять все новыми и новыми функциями. Так, в продвинутых системах не один, а несколько мониторов. Каждый способен воспроизводить свою картинку: кто-то, отгородившись наушниками, будет громить космических пиратов; остальные сопереживать супергерою любимого боевика под эффектные "стереовзрывы".
Важным дополнением будет и навигационное оборудование, пока, увы, не получившее распространения в России. Между тем в Европе его можно запросто встретить, прокатившись в такси. Задаешь конечную цель путешествия и получаешь оптимальный маршрут с указанием приблизительного времени в пути.
Как видим, игрушек для взрослых в салоне современной машины предостаточно. А чем занять в дороге неугомонных детей? Лучшей няни, чем игровая приставка, пожалуй, не найти. Так, культовую "Сони-Плейстейшн" с легкой руки инженеров имплантировали в подлокотник между передними сиденьями "Форда-Эксплорер".
Выбор автомобильной мультимедиа сегодня просто огромен. Блажь это или насущная необходимость? С каждым днем ответ на этот вопрос становится все менее очевидным.
Карманный "Фэнтом" - один из самых доступных телевизоров "для машины и дачи".
Фирма "Делфай" завоевывает симпатии покупателей "волшебной коробкой": "Флексивью" располагает 7-дюймовым монитором и рассчитана на установку между передними сиденьями.
В последние годы видео добралось и до автобусов: 12-метровая "Сетра S315" предлагает каждому пассажиру персональный монитор и наушники.
Папа выбирает оптимальный маршрут при помощи навигатора, а чадо осваивает азы управления гоночной машиной... пока виртуальной.
"Мерседес-Бенц Пульман": помимо аудио- и видеосистем высочайшего класса, в салоне съемные беспроводные ноутбуки "Сони" с доступом в Интернет, способные работать на расстоянии до 100 м от машины.