Вот такие пироги
ТЕХНИКА
/ПРОФЕССИЯ
ВОТ ТАКИЕ ПИРОГИ
РЕЖЕМ, ПОЛИВАЕМ, УКЛАДЫВАЕМ СЛОЯМИ... ГОТОВИМ "НАПОЛЕОН"?
НЕТ, РЕМОНТИРУЕМ АВТОСТРАДУ
Когда мы видим перегородившие дорогу огромные агрегаты под сполохами рыжих проблесковых маячков, невольно раздражаемся: ну, вот, опять ремонт! Между тем мало кто представляет, как именно работают дорожники и почему доставляют остальным заметные неудобства.
Современное шоссе в разрезе действительно напоминает слоеный торт. И чтобы он удался, надо строго следовать рецептуре. Если дорога пошла трещинами, появились ухабы, нельзя просто положить сверху свежий асфальт - такой пирог скоро рассыплется! Приходится возвращаться к технологии благородного "Наполеона". Только в роли кондитеров дорожные машины - грейдеры, асфальтоукладчики, гудронаторы... Каждый прибавляет (или отрезает) по несколько миллиметров или сантиметров.
Понаблюдать за послойной технологией капитального ремонта мы отправились на смоленскую дорогу. Наполеоновские места, кстати...
1 Ноль плюс-минус ухаб.
Бух! По федеральной трассе М1 народ ездит быстро и в ямки, притаившиеся в намятых колеях, влетает со всего маху. Клацают не только подвески, но и зубы...
2 Минус 15 см.
Чтобы отремонтированная дорога прослужила долго, поврежденный слой срезают: за машиной с прозаичным названием "холодная фреза" остается продольная гребенка, на которую прочно ляжет новое полотно. 533-сильный "Виртген-W2000" ползет на четырех гусеничных лапах со скоростью 3 км/ч, переправляя выгрызенный на ширине 2 м асфальт в кузов самосвала. Глубину фрезерования (до 320 мм) задают с пульта; индивидуальные гидроопоры гусениц позволяют автоматически выдерживать уровень и на неровностях.
3 Плюс 1-2 мм.
До асфальтобетона дорогу обильно поливают битумом. Без этого крема дорожный "Наполеон" расклеится, так что битумом последовательно сдабривают все слои покрытия. Автогудронатор ДС-142Б на шасси КамАЗ-53215 (176 кВт/240 л. с., 80 км/ч) разливает 7500 л битума, нагретого до 200 градусов (цистерна термоизолирована и снабжена горелками на дизтопливе).
4 Плюс 15-20 см.
Асфальтоукладчик "Блоу-Нокс PF-510"
с двигателем
мощностью 131 кВт/178 л. с. принимает из кузова самосвала 10-тонную кучу горячей смеси (асфальтобетона) и превращает ее в первый "корж" дорожного торта.
5 Минус 2-5 см.
Следом идут средний и тяжелый катки (роль легкого выполняет сам асфальтоукладчик). У 8- и 14-тонных американских машин "Хайпек" автоматически меняется привод - ведет всегда валец впереди, чтобы не накатывать бугор. Утрамбовывая небольшие неровности, водитель включает вибратор - земля дрожит на несколько метров вокруг. Первый, выравнивающий слой нового асфальта занимает нулевой уровень - тот, на котором начинала работать фреза. Ухабов уже нет, но ремонт еще далеко не закончен.
6 Плюс 13 см.
Почти по той же технологии укладывают еще два слоя - 8-сантиметровый нижний и 5-сантиметровый слой износа из мелкозернистой смеси. Здесь работает еще один каток - на резиновом ходу. Как и его "цельнометаллические" коллеги, он делает по восемь проходов со смещением 20-30 см.
7 3,75 м вбок.
Настало время облагородить обочину - на дорогах первой категории она должна быть широкой и твердой. Доставленный самосвалами гравий разравнивает пара грейдеров ДЗ-122Б и ДЗ-180, оснащенных дизелями по 100 кВт/135 л. с. За ними обочину уплотнит каток. Откосами занимается машина, называемая дорожниками "планировщик". Немецкий "Атлас" удивительно ловко приглаживает бугры и канавы.
8 Плюс 75 см.
Ровно посередине дорожного полотна встает защитное ограждение, украшенное светоотражателями.
9 5 м вбок.
При капитальном ремонте дороги нашлась работа и обычному экскаватору - он формирует выступы-бермы, украшая наш "Наполеон" розочками - дорожными знаками.
10 Плюс-минус 3 см.
Дорожники проклады-
вают и пешеходные тропы. Агрегат, оснащенный бензиновой "Хондой", уплотняет выходы к будущей "зебре". Интересно, что трамбует эффективнее - его пневматическая пятка или башмаки подпрыгивающего "оранжевого жилета"?
Сердце дорожной кухни - американский завод асфальтобетонной смеси. Или, вернее, смесей - по разным рецептам в зависимости от конкретных дорожных работ. В 15-метровом цилиндре готовый асфальт томится в ожидании очередного самосвала. Кстати, завод - мобильный и может перемещаться следом за строящейся трассой...
12 Высота 2,5 м.
В заготовительном цехе трудится 22-тонный погрузчик "Катерпиллер-966F", подавая материалы в дозаторы. Их взвесят на электронных весах, по ленте конвейера подадут в ревущую пламенем печь, смешают с битумом и - на дорогу!
13 Плюс 3-6 мм.
Последний слой дороги - разметка. Этот "Наполеон" должен прослужить без крупных ремонтов четыре года, пока верхний "корж" будут изъедать колеса автомобилей. Если дорожники поработали хорошо, "торт" примут с удовольствием, если неважно - чувствуя горечь трещин и выбоин.
На этом участке интенсивность движения - до 16 тысяч машин в сутки, в ближнем Подмосковье - 90 тысяч автомобилей. Всем - приятного аппетита!
РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ МАГИСТРАЛИ МОСКВА-МИНСК
И ФИРМУ "ТРУД" ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.