Не толкайся!
РЫНОК
/НА ПРИЛАВКЕ
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН
НЕ ТОЛКАЙСЯ!
ГИДРОКОМПЕНСАТОРЫ ДЛЯ ЗАВОЛЖСКИХ МОТОРОВ
Редкий обладатель "Волги" с 16-клапанным мотором не знаком с термином "гидравлический компенсатор зазора" (он же - гидрокомпенсатор, он же - гидротолкатель). С 20-х годов прошлого века задача таких деталей не меняется - надо же кому-то поддерживать беззазорный контакт в цепочке "кулачок-толкатель-клапан", компенсируя возможные износы сопрягаемых деталей: кулачков, фасок седел, тарелок клапанов и т. п. И хотя в современных моторах им на смену уже пришли иные технические решения - например гидроопоры с роликовыми рычагами, "волгам" до этого пока что далеко. А из недр закапризничавших двигателей частенько извлекают то, что представлено на фото 1.
Конечно, во многих случаях причиной преждевременного выхода гидротолкателей из строя является элементарная грязь - ее в 406-х моторах, как правило, предостаточно. Однако чистота чистотой, но и с деталями нужно не промахнуться.
Изначально на конвейер ЗМЗ поставляли немецкие толкатели INA F-46580.21 (фото 2). Их основной недостаток - высокая цена; изделия выпускали чуть ли не специально для ЗМЗ. Кроме того, есть и технический недочет. Под действием силы тяжести масло из такого толкателя при выключенном моторе вытекает... Следствие - сухое трение при очередном пуске мотора, продолжающееся до тех пор, пока давление в системе не вырастет до номинала и масло вновь не поступит внутрь. Аналогичную конструкцию имеют пермские толкатели ГТ-35 (фото 3), отличающиеся от прототипа не в лучшую сторону по качеству изготовления, хотя их рыночная цена практически одинакова.
Затем ЗМЗ попросил у немцев толкатель посовременнее и получил INA F-46592.4 (фото 4) - с конца 2000 года их поставляют на завод. Внутри этих изделий расположена специальная воронка М-образной формы в разрезе. Это гарантирует сохранение определенного объема масла даже после остановки двигателя. Кстати, такие толкатели на грамм легче предыдущих. Еще одно отличие INA F-46592.4 - воронка не приваривается к корпусу, а зачеканивается - разработчики считают, что это не менее надежно, но более технологично.
С появлением таких изделий старые уже не рекомендуют к установке на заволжские моторы, да их, в общем-то, уже и нет в продаже. Зато там попадаются изделия INA F-46516.30 - упакованные, все из себя фирменные, но - бесполезные для ЗМЗ... Они предназначены для группы "Фольксваген-Ауди" и только для нее - на 406-е моторы их ставить нельзя: одного только внешнего сходства для подобного "трудоустройства" мало. Решающее значение имеют не габаритные размеры, а внутренняя конструкция элементов, которая определяет так называемое время просадки компенсатора, характеризующее подвижность его элементов. Заметим: компенсаторы этой группы более массивные и весят примерно на 5 г больше, чем рекомендованные фирмой.
Те, кто по каким-либо причинам предпочитает немецким изделиям испанские, могут присмотреться к фото 5. Для заволжских моторов подойдет компенсатор "Ахуса" (AJUSA) под номером 85000500 - другие не годятся. Его внешний отличительный признак - маслопроводное отверстие, расположенное под острым углом к цилиндрической поверхности компенсатора - у пермских и немецких изделий этот угол был прямым. Кроме того, около этого отверстия у "Ахусы" предусмотрена полукруглая канавка: по мнению разработчиков, она обеспечивает эффективный смыв грязи, предотвращая ее попадание внутрь изделия.
В заключение - маленькая и неправдоподобная справка. Ресурс нормального компенсатора в нормальных же условиях работы составляет примерно 160000 км...