Долой хрюканье!

ДОЛОЙ ХРЮКАНЬЕ!

РЫНОК

/МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН

/МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК

ДОЛОЙ ХРЮКАНЬЕ!

ПРЕВРАЩАЕМ ДВЕРИ В КОЛОНКИ

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ

Создавая бюджетные "голосистые двери" (ЗР, 2002, № 9), мы при этом как бы невзначай добавляли: о временно оставшихся "за кадром" важных мелочах поговорим в другой раз. Будем считать, что этот самый "другой раз" дождался своего часа.

НА ЧЕМ МЫ ОСТАНОВИЛИСЬ?

Раздобыли динамики, доработали двери, подвели нормальную проводку... Этого уже достаточно, чтобы выиграть техническим нокаутом у любой "музыки", наспех установленной во время предпродажной подготовки автомобиля. Все это так, только какой интерес выигрывать у заведомо более слабого соперника? Ладно, будем соревноваться сами с собой. Для начала вспомним, что

ЧУМАЗЫЙ ИГРАТЬ НЕ МОЖЕТ

"Чумазый" - читай "неподготовленный". Ну нельзя впихнуть в консервную банку динамик и обозвать это акустической системой - что тут объяснять... А с музыкальной точки зрения дверь той же "Самары" мало чем отличается от пустой банки из-под селедки в пряном соусе.

Динамик без акустического оформления подобен машине без амортизаторов: потихоньку и прямо ехать еще как-то может, но стоит чуть прибавить... На первом же ухабе раскачает так, что можно и в канаву угодить. Если не "подпереть" тыловую часть диффузора своеобразной "пружиной" в виде воздушной подушки, то про нормальные "низы" и громкий звук придется забыть - эффект будет таким же, как от педали газа до упора на холостых оборотах. Подвижная система динамика имеет определенный ход и не любит подобных экспериментов.

Что ж, в погоне за "упругостями" и компрессиями придется превращать дверь в полноценную колонку - иначе от "хрюканья" не избавиться. Начнем с вибродемпфирования.

АНТИДРЕБЕЗГ

Мы уже позволили себе обозвать дверь консервной банкой - невежливо, но верно. Чтобы отучить ее от постыдного дребезжания, нужно понизить резонансную частоту - для этого дверь оклеивают в один-два слоя вибродемпфирующими материалами. Начинаем с наружной панели (речь, конечно же, о ее внутренней поверхности).

Самый доступный материал - отечественный "Стандартпласт", конкретно - "визомат МП". Из него предлагают готовые заготовки под разные авто, но лучше купить рулончик и заняться творчеством. Импортные материалы, в общем-то, предпочтительнее, но дороже, поэтому из уважения к бюджету можно не выпендриваться. А если с деньгами совсем туго, то на том же строительном рынке приобретите материал с названием "герлен", внешне напоминающий сырую резину. Но если и это для вас дорого, то...

...То ищите плотный картон - дешевле уже некуда! Нарезаем его на куски "по месту" и покупаем на том же рынке подходящую банку с антикором для днища - рублей эдак за 50 на три кило продукта... Пожелания к антикору простые - наименее вонючий и наиболее быстросохнущий. Разбавляем его бензином "калоша" или уайт-спиритом с того же рынка до концентрации сметаны. Ацетоном лучше не пользоваться - он слишком вредный. Нужные пропорции определяем методом проб и ошибок - в полученную "сметану" кладем картонные заготовочки (чтобы пропитались насквозь!), после чего приклеиваем их к изнанке наружной панели двери. Сохнет все это хозяйство от одного до нескольких часов, схватывая при этом намертво. Кстати, подобным способом можно оклеить моторный отсек, крышку багажника и все, на что хватит фантазии.

Теперь переходим к части внутренней. Только сначала...

ИЗОЛИРУЕМ ШУМ

Да, сперва закончим создание внутреннего "бутерброда" - иначе внутрь уже не залезть. Поверх тяжелого вибродемпфирующего материала нужно приладить легкую пористую шумоизоляцию.

Подходящий материал называется "пэ-пэ-э" - пенополиэтилен. Толщина его может быть разной - "двойка", "четверка", "десятка": чем толще, тем лучше, однако важно не переборщить, а то излишне толстый "бутерброд" не захочет влезать в дверные потроха. Да и клеить его, честно говоря, тяжеловато.

Для шумоизоляции лучше брать материал с клеевой основой - будьте спокойны, он не отвалится. Впрочем, стремление сэкономить может привести к тому, что комбинацию "обычного" материала с клеем "Момент" вы замените другой: кто чем богат. В общем-то, допустимо. Единственное, что желательно - вначале потренироваться на кошках... на отдельной железяке: работа все-таки требует минимальной сноровки.

Закончив возню с "неудобной" частью двери, переходим к той, что смотрит в кабину, то есть к внутренней панели. Эта процедура покажется легкой - заклеиваем вибродемпфирующим материалом ее поверхность, обращенную к салону, включая все "лишние" отверстия - технологические окна и т.п., оставив место только для динамика. Затем накладываем слой шумоизоляции - его толщина, как правило, не должна превышать "двойки", иначе возникнут проблемы при установке обивки.

При слове "обивка" в голове обычно возникают образы сломанных пистонов - не самого удачного изобретения человечества. Только не вздумайте покупать запасные пистоны на рынке - почти наверняка вам подсунут нечто даже не одноразовое, а "полуразовое"... Существует куда более красивое решение - симпатичные вороненые саморезы. Сверлим по периметру дырочки с равным шагом и делаем "икебану" - получается и прочно, и красиво.

У рукастого "самоделкина" такая работа обычно занимает день-два - в общем, выходные. Отметим, что помимо главной задачи - превращения дверей в полноценные акустические системы - мы решили и второстепенную: утяжеленные двери будут закрываться солиднее... А упомянутые саморезы в компании с динамиками придадут салону должный эстетический шарм.

ТАМ, ЗА ГОРИЗОНТОМ

Тем, у кого подобное времяпрепровождение пробудит уверенность в собственных силах, посоветуем заняться стойками ветрового стекла - с ними возни ничуть не меньше. Напомним, что именно там лучше разместить "пищалки", посадив их на клей. Что касается предстоящего объема работ... Сняли облицовку стойки, приклеили "пищалку", обработали стык шпатлевкой, шкуркой вывели поверхность "под ноль", покрасили матовой краской, ужаснулись количеству заметных дефектов, повторили все сначала, затем обтянули всю поверхность винилом подходящего цвета и фактуры... Непосредственно на качестве звучания это, конечно же, не скажется, однако слушать концерт в благородном зале всегда приятнее, нежели в обшарпанном доме культуры имени Пупкина.

Если все пройдет нормально, то... То появится чувство неудовлетворенности - захочется двигаться дальше. Создание подиумов, задняя акустика... Но об этом - в следующий раз.

Подпишитесь на «За рулем» в