Зеркало нашей жизни

ЗЕРКАЛО НАШЕЙ ЖИЗНИ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/СТАТИСТИКА

ЗЕРКАЛО НАШЕЙ ЖИЗНИ

ПАРК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ СТРАНЫ: КУДА ЕДЕМ?

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

Как обычно, с опозданием почти на год, наша ГИБДД огласила статистику автомобильного парка страны. Цифры эти не совсем точно отражают реальную картину - хотя бы потому, что включают немалое количество "мертвых душ", догнивающих во дворах и на свалках (у нас, увы, еще не разработан порядок снятия с учета отживших свое автомобилей). И все же по этим цифрам можно судить о многих тенденциях не только в том, что охватывает понятие "автомобилизация", но и всей нашей экономики.

Первого января 2002 года на учете в России состояло 21231760 легковых автомобилей - свидетельство того, что, несмотря на кризисы, возросшие расходы на военные нужды, задержки с выплатой зарплаты и т.д., жизнь в стране улучшается: за 8 лет парк удвоился! Если и дальше так пойдет, то, по прогнозам, к 2010 году количество легковых автомобилей увеличится еще в полтора раза - до 30-33 млн. (в относительных цифрах - с нынешних 140 штук на тысячу жителей до 250). Но это в будущем, пока же посмотрим, на чем мы ездим.

ЦИФРЫ, КАК ОНИ ЕСТЬ

Стоит только погрузиться в данные статистики, оптимизм по поводу экономического роста убывает. На первом месте по численности в нашем автопарке - поистине народная "копейка" и ее модификации ("пятерка", "шестерка", "семерка" и т.д.) - 7,3 млн. штук. Двадцать первый век на дворе, а у нас каждый третий автомобиль - заднеприводный, карбюраторный, в основе своей тот, что был разработан больше 40 лет тому... Зато - дешевый, простой в обслуживании, потому и столь популярный. А вот на втором месте - нет-нет, не вазовские переднеприводники, а иномарки, пусть в большинстве своем и не новые. Их уже 3,3 млн., в том числе около 900 тыс. - с "правым" рулем. Между прочим, десять лет назад их не было вовсе, а потому число стало расти лавинообразно, увеличиваясь ежегодно в среднем на полмиллиона. Далее в "народных любимцах" числятся "москвичи" разных моделей - от 401-го до "Князя Владимира" и "Калиты" - всего на учете 2,7 млн. штук. Основной их производитель - завод "Москвич", как известно, второй год стоит, так что здесь речи о дальнейшем росте пока нет.

Следующее место в рейтинге популярности занимает вазовское "восьмое" семейство - 2,1 млн., потом идут "волги" всех моделей (1,5 млн.), некогда служившие символом благосостояния. Неожиданно много оказалось среди российских автолюбителей владельцев разных "запорожцев" и "таврий" - 1,3 млн. Правда, "горбатые" и "ушастые" "запоры" фигурируют сегодня скорее как герои анекдотов, а не средство передвижения - гниют себе тихо и портят общую картину парка.

По-прежнему любят у нас вcедорожники - на учете состоит 850 тыс. "нив" и 650 тыс. "уазиков" разных модификаций. Современных автомобилей "десятого" семейства пока немного - чуть больше 435 тыс. штук. Зато их прирост идет самыми быстрыми темпами - в этом году с конвейера ВАЗа сойдет около 300 тыс. новеньких "десяток", "одиннадцатых" и "двенадцатых".

Тем не менее круг новых моделей, которые готовы предложить наши автозаводы, очень узок, да и качество их порой желает лучшего. Вот и обращают наши соотечественники свои взгляды за "бугор", откуда едут к нам иномарки. В основном, конечно, изрядно подержанные, что не способствует "омоложению" автопарка в целом.

ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ

Согласно статистике, в России только 4,5 млн. автомобилей (21%) моложе 5 лет, 6,9 млн. (32,5%) - в возрасте от 5 до 10 лет, а остальные 9,8 млн. и вовсе "старушки". Радует, правда, что за последние 8 лет число автомобилей старше 10 лет постоянно сокращалось - с 58 до нынешних 46,5%, но все равно по-прежнему "средний" отечественный автомобиль - семилетняя "шестерка" белого или бежевого цвета (для европейской части страны) и того же возраста белая " Тойота Королла" (и ее модификации) - для районов Дальнего Востока.

Пока что российские автозаводы удовлетворяют спрос на новые автомобили. Долго ли это продлится? ГАЗ в нынешнем году уже испытывал кратковременные трудности с реализацией "волг". Главная проблема в том, что наши заводы не смогли заменить свой очень устаревший модельный ряд на новый. 2001 год и первая половина 2002 года ознаменовались резким всплеском продаж подержанных иномарок, причем в большинстве своем машин, конкурирующих по цене с новыми ВАЗами и

ГАЗами (4-6 тыс. долл.). Чтобы противостоять этой "экспансии", наши автозаводы лоббируют резкое повышение таможенных пошлин на иномарки старше 7 лет. Вряд ли это даст желаемый результат.

И все-таки хочется закончить на какой-нибудь оптимистической цифре. Вот она: если наши с вами дедушки, да и отцы тоже, покупали автомобиль на всю жизнь, то нынешнее поколение выбирает новый ВАЗ - на четыре года, а подержанную иномарку - и вовсе на два года. Чтобы потом купить новую машину. Значит, мы уже - почти Европа. Правда, в отличие от Германии или Люксембурга, официально средняя зарплата в стране у нас всего 143,5 долл., а пенсия и вовсе 42,5 доллара....

Подпишитесь на «За рулем» в