Ваз-21093

ВАЗ-21093

ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ

VAZ 21093

На спидометре редакционного VAZ 21093 (1996, № 2, 7, 12; 1997, № 3, 7) 68 тыс. км. Пробег не так уж и велик. Но, увы, последние несколько месяцев автомобиль постоянно требовал ремонта.

Вадим КРЮЧКОВ

Массу хлопот доставило электрооборудование. Однажды в пути разом отказали "поворотники", очиститель ветрового стекла, контрольные лампы и стрелочные указатели на панели приборов. При таком "обвальном" выходе цепей из строя поиск неисправностей стоит начинать с осмотра предохранителя, который их защищает. Действительно, пятый предохранитель в блоке перегорел. Заменить его пара пустяков - важнее найти причину повышенного тока в проводке.

Поставил "жучок", положил перед собой книжицу-путеводитель по электрике VAZ 21093 и стал последовательно включать заведенные на предохранитель цепи: все оказалось в полном порядке. Продолжил путь. Поначалу, пока разгонялся и ехал равномерно, электропроводка вела себя примерно. Но стоило затормозить, как дефект повторился: сгорел пятый предохранитель и отключились связанные с ним цепи. Тормоза с "электрической" точки зрения здесь совершенно ни при чем. За них отвечает предохранитель № 6. Может быть, дело в наклоне кузова? Поставил эксперимент. Нашел горку, соорудил из фольги свежий "жучок" и поехал наверх - никаких признаков отказа. Спускаюсь вниз. Вот оно - предохранитель сгорает, проводка не работает. Добрался до дома, вооружился инструментом, вольтметром, предохранителями и стал поочередно снимать питание с подозрительных цепей. После отключения очередной ветви - проезд по тестовой горке. И что же? Если верить книжке, то оборвал всю проводку пятого предохранителя, а он продолжает сгорать. Так что же - дефект в блоке? Разбираю - ржавчины на печатной плате блока предохранителей довольно много, надо заменять. Ставлю новый блок, выложив за него около трехсот тысяч. Что за чертовщина, неисправность не пропала. Но чудес-то не бывает, знаю точно. Хожу, курю, размышляю. И вдруг на ум приходит мысль, вполне достойная работника прессы: опечатка! Книжица-то с описанием "девятки" куплена на развале. Мчусь к соседу, беру заводскую инструкцию, сравниваю. Точно, в моем экземпляре "пропала" цепь фонарей заднего хода. Залезаю под машину - все ясно. Изоляция одного из проводов выключателя света заднего хода, ввернутого в коробку передач, перетерлась о брызговик двигателя. Когда едем вверх или разгоняемся, оголенный провод до металла не достает, спускаемся или тормозим - коротит на "массу". Мораль такова: пользуйтесь только заводскими описаниями - сэкономите деньги и время. Хотя в моем случае блок было поменять нелишне, да и неисправность оказалась с подвохом.

Прошло совсем немного времени, как вновь последовал шквал отказов по электрике. Сначала умолк сигнал. Проверил реле - щелкает. Вольтметром "прозвонил" провода - питание до гудка доходит. Значит, влага сделала свое дело - пора покупать новый. Поставил - и у "девятки" вновь прорезался голос. Буквально через пару дней понадобилось заменить датчик вентилятора системы охлаждения. Спустя неделю приказал долго жить и сам вентилятор. Выглядело это так. Отъезжаешь от дома, ныряешь в городскую пробку, а спустя полчаса сгорает 8-й по счету предохранитель и вентилятор, естественно, перестает работать. Новый 16-амперный выдерживает от силы минут двадцать. Посмотрел схему - цепочка примитивная. Пустил двигатель, дождался, пока заработает вентилятор, и прислонил палец к предохранителю. Он сильно нагрелся, что говорило о повышенном токе в цепи. Вскрыл реле включения вентилятора, проверил контакты (бывает, пригорают или окисляются). Нет, здесь все в порядке, источник бед надо искать в другом месте: скорее всего, это сам вентилятор. Либо подклинивают подшипники и, чтобы его провернуть, нужно много энергии, либо обмотка коротит на "массу". При выключенном двигателе рукой крутанул крыльчатку. Ход легкий, значит, подшипники целы, а вот в недрах электромотора что-то цепляет, словно несколько витков обмотки задевают за корпус. Значит, предположение о коротком замыкании верно. Узел неразборный - пришлось покупать новый. Итак, после 64 тысяч пробега в системе охлаждения "девятки" родными остались лишь радиатор, отопитель с краном да... рубашка охлаждения двигателя. Все остальное: хомуты, большую часть шлангов, термостат, расширительный бачок, пробку с клапаном, датчик вентилятора и сам вентилятор - пришлось заменить.

Не лучше служит сцепление. Напомним, заводской комплект отработал 25 тыс. км, английский QH - всего 7 тысяч. Дольше всех продержался итальянский набор. Но вот на 65-й тысяче километров и он внезапно отказал. Демпферная пружина вывалилась из диска фирмы ОТА, провалилась в "корзину" и заклинила ее. Что показало вскрытие узла? Лучше всего сохранились... фрикционные накладки диска, оставшиеся пять пружин болтались и тоже были готовы вывалиться. Корзина сцепления получила повреждения и подлежала замене, выжимной подшипник тоже дышал на ладан. Сейчас на автомобиле установлена старая (самая первая) "корзина" заводского изготовления, новый отечественный выжимной подшипник и диск турецкого происхождения. Причем работает эта недорогая сборная солянка неплохо, а вот сколько она прослужит - покажет время.

Стук левой передней стойки, появившийся на 63-й тысяче, заставил провести ревизию ходовой части. Амортизаторы - как передние (газонаполненные "Плаза" из Санкт-Петербурга), так и задние (заводские) - оказались вполне работоспособными. Звук же издавала верхняя опора стойки. Ее крепкий на вид корпус треснул, разрушился и запрессованный в нее подшипник. Дефектные детали заменили. Спереди и сзади установили хорошо зарекомендовавшие себя амортизаторы "Плаза" новой модификации. Повторю, насущной необходимости в этом не было - просто воспользовались случаем, чтобы начать потребительские испытания полного комплекта, предоставленного фирмой-изготовителем.

Совсем недавно на 67-й тысяче километров загудели передние подшипники ступиц. Вместо неисправных отечественных эксперимента ради запрессовали немецкие "Оптималь". Посмотрим, сколько пробегут они. Неизбежную после данной процедуры регулировку схода-развала провели тщательнее обычного - почти в "ноль" вывели углы наклона осей поворота: -0°8" левое колесо; -0°4" - правое. Автомобиль, грешивший "левым уклоном" с первого дня пребывания в редакции, теперь идет без уводов, совершенно прямолинейно.

В заключение перечислим траты (в тыс. руб.) за истекший период: блок предохранителей - 270, гудок - 30, датчик включения вентилятора - 20, вентилятор охлаждения - 225, диск сцепления - 150, выжимной подшипник - 40, опора стойки - 100, подшипник - 55, подшипники ступиц - 220, установка подшипников - 460, регулировка схода-развала - 185, ее проводили дважды. Всего - 1 млн. 940 тыс. руб. Плюс бензин: 8 литров на "сотню", пробег 8000 километров, цена бензина 2100 рублей за литр, потратили 1 млн. 344 тыс. За полгода "девятка" съела 3 млн. 284 тыс. рублей или 500 с лишним долларов. Да, недешевое это занятие - ездить на автомобиле.

Пружинка вывалилась из диска сцепления и заклинила "корзину".

С разрушенной опорой стойки ездить опасно.

Подпишитесь на «За рулем» в