Умом Россию не понять: о смещении Бу Андерссона с поста главы АВТОВАЗа
Критики Андерссона почему-то забыли, что в 2009– 2010 годах в АВТОВАЗ ввалили 50 млрд руб. – по тогдашнему курсу это около 2 млрд долларов, которые нынче равноценны почти 140 млрд рублей! Потери в годовом пересчете соизмеримы, но тогда у завода не было новых и, что особенно важно, приличных автомобилей – а теперь есть.
Конечно, Бу не ангел. Его решение организовать сборку Весты в Ижевске было опрометчивым. Ведь в подготовку производства Весты в Тольятти было вложено около 7 млрд руб., а перенос в Ижевск обошелся, по некоторым данным, еще в 10 миллиардов. И это при том, что две трети комплектующих делают в Тольятти, а потому завод «попадает» на серьезные логистические расходы, которых могло вовсе не быть. И конечно, никто, включая главу Ростеха Сергея Чемезова, не мог предположить, что нынешний кризис окажется столь глубоким и затяжным. А ведь львиная доля убытков (42 млрд руб.) образовалась из-за обесценивания активов компании, чему не может противостоять ни Чемезов, ни люди повлиятельнее (быть может, именно это так сосредоточенно объясняет Бу Андерссон губернатору Самарской области Николаю Меркушкину на нашей фотографии?).
В чем главная ошибка Андерссона? Он уверовал, что его основная задача – наладить в срок выпуск качественных автомобилей и удержать 20‑процентную долю рынка. Он справился и с тем, и с другим, пусть и с некоторыми оговорками. А доля АВТОВАЗа в общем объеме производства машин в России даже выросла. Андерссон, курировавший в свое время поставки комплектующих в концерне General Motors, собаку съел в вопросах качества. Он знает в машине каждый шов, каждую деталь – именно поэтому Веста получилась такой, что за нее не стыдно. Это первый по-человечески сработанный автомобиль со времен сделанной по итальянской технологии «классики» и доведенной до ума немцами «восьмерки». Ни «десятка», ни Калина, ни ВАЗ‑2123, превратившийся позже в Шеви Ниву, по качеству даже близко не стояли.
Беда лишь в том, что люди хотят Весту по цене Калины и отказываются верить Андерссону, что это невозможно. Поверьте тогда мне: невозможно. Либо ведро с болтами, либо нормальный автомобиль по среднерыночной цене. Много дорогих импортных комплектующих? Да. А хороших наших по-прежнему нет.
Преемнику Андерссона акционеры обязаны сформулировать четкие критерии оценки его работы: нужно либо спасать город и весь регион, либо проектировать и выпускать достойные автомобили. Государство в лице Ростеха готово к новым финансовым вливаниям. Кто их оплатит? Каждый, кто сейчас держит в руках этот выпуск «За рулем». Ибо, как справедливо говорила Маргарет Тэтчер, нет никаких государственных денег – есть только деньги налогоплательщиков.
В Нижнем Новгороде до сих пор благодарят Бу Андерссона за запуск ГАЗели Next – конечно, неофициально, ведь варягов у нас не жалуют. Когда-нибудь поблагодарят и в Тольятти. Хотя…