Откуда грязь на наших дорогах? Месячнику «Чистый автомобиль» посвящается
Вопрос «Почему на наших дорогах так грязно?» относится к той же серии, что и «Кто виноват?» и «Что делать?». Самый точный ответ – «потому что!». И все же почему?
Говорят, всему виной особый состав нашей землицы российской: грязь у нас не только на дорогах лежит, она в воздухе висит, иногда оседая. Давайте посмотрим, какой такой он особенный, состав. Открываем почвенный атлас мира. В Средней полосе преобладают дерново-подзолистые почвы, часто в сочетании с болотно-подзолистыми. Звучит грозно, однако точно такие же – на всей территории Белоруссии, в Польше и даже в Германии. А пересекаешь западную границу страны – и грязи на дорогах резко становится меньше. Подозревать природу в том, что она поддерживает современную территориальную организацию мира, было бы странно.
Хорошо, может быть, всему виной особо суровый климат нашей страны? То жар, то холод, то ливни, то засуха, вот грязь то копится кучами, то вымывается на дороги, и где именно и когда это произойдет – не узнаешь, не уследишь? И асфальт летом плавится, зимой крошится от мороза… Действительно, Российская Федерация – самая большая страна мира, 11 часовых поясов, протяженность с запада на восток – почти 10 000 км (четверть экватора), с севера на юг – чуть меньше 4000 км, множество климатических зон. Но за грязь на дорогах ругают в основном европейскую часть страны. Теперь открываем климатический атлас мира. Мы относимся к холодно-умеренному поясу, как скандинавские страны и Канада. Там на дорогах чисто. У нас – грязь.
Обвинить в нечистоплотности природу вновь не получается. Значит, виной - человеческий фактор. Два года назад блогер и бизнесмен Артем Лебедев утверждал, что грязь на наших дорогах появляется из-за неправильно устроенных газонов, отсутствия нормальных бордюров, подпорных стен, щебневой отсыпки, а также из-за плохо организованного дренажа. Добавим, что грязь на дороги наносят сами российские дорожники, посыпая их всю зиму не мытым песком с солью, как предписано, а просеянным, содержащим в гораздо больших дозах, чем положенные 3%, и глину, и чернозем. Но такой, конечно, дешевле.
В Москве и вовсе не песок, а реагенты. Например, «Айсмелт» или ХКНМ – хлористый кальций и натрий модифицированный, хлористый кальций, ингибированный фосфатами, «Нордикс-П» или «АКМ-Север» (тот, который пахнет уксусом) — ацетат калия модифицированный, «Антиснег-1» — ацетат аммония модифицированный. Звучит страшно, однако негативного влияния эти составы ни на среду, ни на людей с животными оказывать не должны – при правильном дозировании. Прямо по Парацельсу: «Всё есть яд и всё есть лекарство. Только доза делает лекарство ядом и яд лекарством». Однако некоторые столичные дороги всю зиму по два-три раза в день заливают тем же «уксусом» или заваливают ХКНМ. От их высокой концентрации все-таки страдают и люди, и животные, идет коррозия, разъедаются обувь, покрышки автомобилей и верхний слой асфальта. Реагенты попадают на те же газоны, плодородная почва превращается в бестолковую грязь. Трава на ней уже не растет.
Летом же эта грязь, уже высохшая, не убирается как следует, а лежит по обочинам. Чтобы она попала на дорожное полотно, достаточно сильного дождя или ветра. И автомобили разносят грязь колесами. Любителей кататься по обочинам и выезжать с полей или грунтовок на асфальтовые дороги у нас хватает. Признайтесь себе, сколько раз ваша машина оставляла на дороге грязные следы? А снять эту грязь не пытались? Хотя бы щепкой? Нет. А в городах? При выезде с каждой стройплощадки должны быть посты для мойки колес грузовиков и спецтехники. Строек в городе и окрестностях масса. Теперь – внимание, вопрос на засыпку. Вы видели у нас когда-нибудь самосвал с чистыми колесами? Я — разве что на «Комтрансе», выставке коммерческой техники.
Но глину на колесах носят не только грузовики. Из-за распространения платных парковок месить грязь стали и легковушки, заезжая на места, где должны быть (были) газоны. И, соответственно, растаскивая грунт по городу. Одно из таких мест – Университет путей сообщения (МИИТ) на Новосущевской. Постоянно вижу там множество машин, стоящих на бывшем газоне. А на дороге – грязь, хоть картошку сажай. Все ясно, у студентов не хватает денег на ежедневную оплату длительной парковки. К тому же — вечный цейтнот. Чтобы успеть на пары, приходится чуть ли не въезжать в двери любимого вуза. Но, с другой стороны, машины у студентов не такие уж бедные, посмотрите. Да и до метро («Менделеевская» или «Достоевская») – рукой подать. Чуть поодаль «Новослободская» и «Марьина Роща». Рано начинаются занятия? Почему бы не приучить себя вставать пораньше? Помнится, я как-то успевал приезжать к первой паре на метро и автобусе. Коллеги тоже как-то справлялись. Машин почти ни у кого не было.
Та же привычка месить грязь — у бывших студентов. Чтобы не платить за парковку, растаскивают грунт с газонов многочисленные клерки «Москва-Сити». Поезжайте, посмотрите. Не лучше ситуация за пределами города. Один мой коллега, живущий в Реутове, увлекается фотографированием автомобилей, стоящих на экс-газонах (в грязи). И пишет/звонит во все инстанции, чтобы прекратить безобразие. Коллекции фото и отказов навести порядок впечатляют.
А ведь вопрос решается просто. Чисто не там, где убирают, а там, где не пачкают. Мыть песок перед посыпкой на дороги и колеса самосвалов на выезде со стройки, не превышать концентрацию реагентов, не стоять на грунте и очищать протектор перед асфальтом – и месячник «Чистый автомобиль» уйдет в историю как ненужный.