Если не FIAT: какой автомобиль мог стать первыми Жигулями
Концерн FIAT, а первоначально итальянская фирма «Новосидер», возглавляемая Пьетро Саворотти, обхаживала СССР еще с 1950-х. В 1955-м с итальянцами чуть было не заключили договор на производство в Союзе FIAT 600. Но в 1960-х на выгодный контракт с СССР претендовали и иные компании. Иностранная пресса тех лет писала о Renault, Ford и даже GM. Но только итальянцы имели опыт проектирования и постройки подобных заводов под ключ. В концерн FIAT в те годы входило около 100 компаний самых разных сфер деятельности.
Политический аспект играл не последнюю, но и не главную роль. Коммунистическая партия была сильна не только в Италии, но и во Франции, которая, кстати, не входила в военный блок НАТО. А ведь Renault была главным конкурентом итальянского ФИАТа в борьбе за симпатии советского правительства. Но в Италии шла всеобщая забастовка (итальянские коммунисты очень не любили FIAT), поэтому стоимость ВАЗа вышла относительно невысокой. Наконец, французская пресса писала, что итальянцы просто оказались смелей и прямолинейней. Пока французы искали, как преодолевать возможные трудности, итальянцы решали все вопросы смело и быстро...
И все-таки, каким мог быть новый советский автомобиль, если бы ралли Запад-Москва выиграл не FIAТ? Что мы потеряли, а может, приобрели? Смотрим в картинках.
Фото: из архивов автора