Авторынку наперекор: почему шинники ждут роста продаж
В 2015 году продажи новых машин упали на 36%, при этом, скорее всего, в нынешнем году тренд на снижение продолжится - рынок недосчитается еще около 16%. На шинном рынке ситуация иная: в прошлом году легковых шин продали на 17% меньше, в текущем, по прогнозам, падение будет скромнее - лишь на 6%.
«У бизнес-сообщества есть устойчивое представление о том, что шинный рынок напрямую связан с рынком автомобильным. На самом деле на емкость шинного рынка новые автомобили оказывают влияние всего в объеме около 20%. Рынок шин имеет меньшую волатильность, чем рынок автомобилей. Он более стабилен», — поясняет Дмитрий Соков, генеральный директор Cordiant.
И все же стабильность оказалась под угрозой: из-за кризиса покупатели перестроили свою модель потребления. В таких условиях спрос смещается в сторону более доступного В-сегмента, где Cordiant занимает 12%, уступая лишь Dunlop (13%).
Отразилась на шинниках и девальвация национальной валюты. Рост цен на зимний ассортимент составил в среднем 8-9%, на летний - 10-12%. При этом наибольший рост - у иностранных брендов. С другой стороны, дешевый рубль помог нарастить экспорт, причем аж на 37%! Основной рост тут опять у иностранцев, которые построили заводы в России (Nokian, Michelin, Continental). Продукция поставляется в Германию, Финляндию, Чехию и другие страны. Cordiant в нынешнем году планирует выход на рынки США и Канады.
В 2016 году, по оценке Cordiant, на шинном рынке ожидается стабилизация. Произойдет она благодаря реализации накопившегося отложенного спроса за несколько лет кризиса. Рынок шин ведь падает не первый год. Что касается грузовых шин, то тут в текущем году вообще ожидается рост - на 2%. Но вырастут и цены, примерно на 8%, ведь сырье закупают за валюту.
Наблюдаются и тенденции к росту продаж: парк автомобилей в стране растет, подстегивая спрос на шины. Сказывается и отложенный спрос: замена покрышек требуется большому количеству автомобилей, которые были куплены на пике рынка в 2011-2013 годах. То есть они приедут на шиномонтажи уже в этом году.
Важный момент для рынка: в 2015 году шинная отрасль перешла из-под контроля Министерства энергетики в ведомство Министерства промышленности и торговли. Совместно с Минпромторгом удалось решить задачу по защите рынка от демпинга китайских игроков. Введены пошлины на ввоз грузовых цельнометаллокордных (ЦМК) шин. Ставки в зависимости от компании составляют от 14,8 до 35,4%.
В 2016 году совместно с Минпромторгом и Федеральной таможенной службой РФ шинники намерены решить следующие задачи: таможенно-тарифное регулирование, запрет на ввоз б/у шин, техническое регулирование отрасли, вопросы защиты интересов российских производителей на экспортных рынках и утилизация б/у шин в России. Последняя проблема становится все более актуальной. В России перерабатывается лишь 10% всех старых шин - остальные 90% лежат на свалках.
А что ждет покупателей новых легковых покрышек? Об основной летней новинке Cordiant - модели Sport 3 - мы уже писали в нашем обзоре. Если же заглядывать дальше, то к зиме 2016 года в магазинах появится шипованная шина Cordiant Snow Cross. Это уже известная модель, но у нее будет ряд улучшений. За счет добавления размеров для SUV общее количество типоразмеров вырастет до 25 (от 14 до 19 дюймов).
У покрышки изменен состав резиновой смеси. Она стала мягче и выдерживает мороз до –53 градусов. Увеличен слой подпротекторной ленты, удерживающей шипы. Конструкция алюминиевого шипа новая. Его разрабатывали совместно с компанией Scason. А эта фирма работает, скажем, с Nokian Tyres.
В настоящее время идет работа над следующим поколением покрышки – Snow Cross 2, которая будет представлена к сезону 2017-2018 годов.
Фото: «За рулем»