Самые быстрые автомобили в истории тестов «За рулем»
Почему не максималка является для нас главным показателем? Это лишь один из параметров, который позволяет причислить автомобиль к сонму спорт- или суперкаров. Не менее важны динамика разгона и торможения, а также скорость, которую он позволяет поддерживать в поворотах. Ведь на гоночной трассе автомобиль никогда не движется равномерно, здесь нет плавных замедлений – все происходит на пределе возможностей машины, шин и пилота. Одной мощности тут недостаточно: только если цепкие и выносливые тормоза смогут максимально поздно остановить разогнанный могучим мотором суперкар, а подвеска и шины удержат его в виражах, он преодолеет трассу быстрее других и получит право называться лучшим.
Во время таких тестов профессиональный пилот садится за руль тестовой машины, выезжает на кольцевую трассу и совершает по ней пару-тройку кругов, постепенно поднимая темп, чтобы понять особенности поведения автомобиля. Затем возвращается на пит-лейн, где мы контролируем давление в шинах: как правило, оно существенно поднимается – по сравнению с «холодными» показателями может возрасти на целую атмосферу! Стравливаем воздух до уровня, рекомендованного производителем, – и теперь пилот выезжает на зачетные круги. Как правило, достаточно преодолеть полную конфигурацию 3-5 раз, чтобы выбрать из близких результатов наилучший.
Время фиксирует спутниковый прибор Racelogic Driftbox. Он крепится на ветровое стекло и может показывать оперативную информацию, при этом записывает показания на SD-карту. Таким образом, после заездов с помощью компьютерной программы можно проанализировать целый ворох данных: время прохождения определенных секторов, точки начала разгона и торможения, продольные и боковые перегрузки – и даже определить время переключения передач. Если в тесте участвуют несколько спорткаров, можно наложить их графики друг на друга – и станет очевидно, кто из них выигрывает в разгоне, какой лучше в быстрых поворотах, а какому больше даются медленные связки.
Чтобы составить субъективное впечатление от автомобиля, за руль садятся авторы материалов, но лучший круг устанавливает профессиональный гонщик. Как правило, это тест-пилот «За рулем», мастер спорта, вице-чемпион России в самом престижном классе «Туринг», директор автодрома «Смоленское кольцо» Олег Петриков. Последние два года Олег руководит Российской серией кольцевых гонок, поэтому иногда его подменяют чемпион России Александр Сотников, а порой нам помогает чемпион России Владимир Лабазов. Сколько мы, редакторы, проигрываем профессионалам? Зависит от автомобиля: если это переднеприводный хэтчбек мощностью 250 л.с., то результат вряд ли превысит 0,1 секунды. Но если это заднеприводный монстр мощностью 500+ «лошадок» — то, скорее всего, мы будем осторожничать и «сольем» спортсменам секунду, а то и две. Пусть Вадим Никишев и Константин Васильев имеют опыт участия в любительской серии RHHCC, Вадим Крючков выступал в Кубке Лада, а Михаил Кулешов заработал кандидата в мастера спорта, гоняясь в картинге вместе с известными ныне пилотами Евгением Новиковым, Михаилом Козловским и Антоном Небылицким – все же навыков у нас меньше, чем у чемпионов.
Итак, за шесть лет мы испытали на «Смоленском кольце» шесть десятков самых разных автомобилей. Времена круга мы публикуем в таблице, сопровождающей спортивные тесты, но теперь разобьем участников по классам и посмотрим, кого можно назвать лучшим в своей категории.