Грузовик победителей GMC CCKW: спасибо, Джимми!

В мае, как всегда, вспоминаем Великую Отечественную. На сей раз – вместе с 2,5‑тонным грузовиком GMC.
Такие ранние GMC имели металлическую кабину, более поздние – с брезентовым верхом. Оранжевый указатель поворота – позднее добавление к штатной светотехнике.

У нас ему не досталось славы Студебекера, Виллиса и Доджа, поскольку в СССР грузовиков Джиемси (именно так писали это имя в 1940‑е годы) было относительно немного. Однако они возили солдат и грузы не только американских вооруженных сил, но и Красной Армии, а потом помогали восстанавливать нашу страну.

Призыва 1941 года

Неопытный взгляд, особенно с неблизкого расстояния, возможно, спутает его с легендарным Студебекером. Похож, причем не только внешне (разве что кабина покомпактнее), но и конструктивно. Полноприводные автомобили того времени строили по типовой инженерной схеме – простой, но, как показало время, правильной.

Первые 2,5‑тонные грузовики концерна GMC появились в 1940 году. Подавляющее большинство машин, воевавших на фронтах Второй мировой, имело мудреное обозначение CCKW, где первая литера С указывает на то, что это модернизированная модель 1941 года. Остальные буквы символизируют: С – обычную кабину, К – полный привод, W – два задних моста, то есть трехосность машины К этой аббревиатуре обычно прибавляли индекс 352 (машина с базой 3680 мм) или 353 (4240 мм).

В кабине тесновато, но водительская посадка не хуже, чем в наших послевоенных грузовиках.

В начале 1940‑х у машин GMC был очень современный силовой агрегат. Верхнеклапанная рядная «шестерка» объемом 4,4 л развивала 90 л.с. Пятиступенчатая коробка передач – с повышающей передачей (овердрайв). Правда, без синхронизаторов. Впрочем, на грузовики такие коробки ставили еще очень долго, а в США – вообще чуть ли не до конца двадцатого столетия. В паре с коробкой работала двухступенчатая раздатка. Большинство GMC были полноприводными, с подключаемым передним мостом, но у части машин, в том числе и в нашей армии, колесная формула – 6×4. Для американских фирм было обычно, что основная модель (бортовой грузовик) имеет уйму модификаций самых разных назначений – в том числе вот такую, как этот самосвал с тентом.

Массовый поток GMC пошел в Европу после высадки союзников в Нормандии. К тому времени такие машины делали уже два завода: в Понтиаке, где до войны собирали в основном автобусы Yellow Coach, и в Сент-Луисе, на предприятии отделения Chevrolet. В августе – ноябре 1944 года GMC несли основную нагрузку по снабжению войск союзников, продвигавшихся на север Европы. До освобождения антверпенского порта в ежедневных конвоях работало до шести тысяч машин.

С легкой руки американских солдат грузовики GMC получили прозвище Jimmy – видимо, по аналогии с кличкой Jeep. Кстати, оба имени позднее стали фирменными: Jeep – маркой, а Jimmy – моделью американских вседорожников. Заслужить народное прозвище, причем ставшее «долгоиграющим», удается далеко не каждому автомобилю.

Путевка в жизнь

GMC CCKW

GMC CCKWПриборы снабжены наружной подсветкой.
Приборы снабжены наружной подсветкой.

Определенно GMC CCKW – один из лучших автомобилей Второй мировой. И уж точно один из лучших в Красной Армии. Кабина узковата, особенно для пассажира, которому мешают рычаги трансмиссии. Но пассажир, даже если он офицер, здесь не главный, ведь его жизнь во многом зависит от водителя. А тому удобно: руль не упирается в живот, ноги легко находят тугие, но понятные педали. Виданное ли для советских грузовиков того времени дело – закрытая кабина с подачей теплого воздуха к ветровому стеклу? Комфорт по меркам Великой Отечественной отменный. Правда, с 1943 года на GMC ставили кабину с брезентовым верхом. Вовсе не для умножения солдатских «тягот и лишений», а ради экономии дефицитного металла.

Мотор мощностью 90 сил тянет вполне прилично. Приноровиться к коробке без синхронизаторов несложно. Если правильно работать рычагом и сцеплением, вовремя выжимая и отпуская педаль, поначалу испытываешь даже некую гордость от тихих, без хруста, шестерен, переключений. Потом уже не обращаешь на это внимание – так и должно быть!

Тормоза – гидравлические, причем с усилителем. Но, положа руку на сердце, чтобы остановиться достаточно быстро, нужно давить педаль что есть силы, упираясь в спинку сиденья (впрочем, тормоза на этой машине, вероятно, не отрегулированы). Ну а работа тяжелым рулем быстро приучает правильно выбирать траекторию и не вертеть баранку на месте. Помнится, на давно знакомом «студере» (ЗР, 2009, № 10) руль был полегче.

Пассажиру немного мешают рычаги включения переднего моста и коробки отбора мощности.

С лета 1942 года по весну 1943‑го грузовики GMC испытывали в СССР, в том числе пробегом 15 тысяч километров. Намерили 90 л.с., максималку 72 км/ч, средний расход топлива 37,5 л/100 км. Из недостатков указывали слабоватое сцепление и не очень удобные рычаги управления трансмиссией. По сравнению с достоинствами это мелочи.

Солдат, строитель, ветеран

В Красной Армии грузовики GMC служили задолго до открытия второго фронта – с 1942 года. Правда, к нам попало менее семи тысяч машин – капля по сравнению со «студерами», которых, по некоторым данным, завезли не менее 100 тысяч. А испытывали у нас GMC явно не для оценки пригодности к военной службе на фронтах (с этим всё и так было очевидно), а с точки зрения перспектив советского автопрома. Черты американских грузовиков, в том числе и GMC, легко читаются в наших ЗИС‑151 и ЗИЛ‑157.

Кстати, инструкцию к GMC на русском языке (вероятно, не первую) издательство Министерства коммунального хозяйства РСФСР выпустило уже в 1946 году. Причем тиражом 20 тысяч экземпляров, заметно превышающим количество таких машин в СССР. В брошюре сделали оговорку, что она предназначена не только для «шофера, работающего на автомобиле Джиемси», но и для «расширения знаний шоферов, работающих на отечественных автомобилях».

Вернувшись с фронта, американские грузовики работали в народном хозяйстве. Вот такие самосвалы, в частности, помогали восстанавливать разрушенный Минск.

Тяжелый руль? Большой радиус поворота? Тормоза, требующие крепкой ноги, желательно еще и обутой в сапог? «А сам-то ты что умеешь?» – спрашивает пожилой, умудренный опытом, но вполне еще бодрый «джимми». Общение с ним – очень хороший повод вспомнить прописные истины о тяжелом солдатском труде, стойкости и мужестве. По-моему, майский праздник именно про это. И я рад, что встретил его вместе с «джимми».

Редакция благодарит Мариса Межипуте за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.

ВОЕННЫЙ БИЛЕТ

Грузовик победителей GMC CCKW: спасибо, Джимми!

GMC CCKW производили в 1941–1945 годах. Автомобили имели два варианта колесной базы: 4240 мм и 3680 мм. Собирали бортовые грузовики, шасси с платформой, самосвалы. На шасси устанавливали цистерны, санитарные модули и другие специальные надстройки. Шестицилиндровый двигатель развивал 90 л.с. при 2750 об/мин. Коробка передач – пятиступенчатая, пятая – повышающая. На основе модели CCKW делали амфибии DUKW, грузовики серии CCW грузоподъемностью 5 тонн (колесная формула 6×4) и модель AFKW с укороченной и смещенной вперед кабиной. Всего изготовили 562 750 автомобилей.

КРАСНЫЙ ШАР

Грузовик победителей GMC CCKW: спасибо, Джимми!

Операция Red Ball Express проходила с 25 августа по 16 ноября 1944 года. Конвои из почти шести тысяч грузовиков, в основном GMC, перевозили ежедневно около 12,5 тысячи тонн грузов для наступающих войск союзников. Операцию завершили после освобождения Антверпена, через порт которого пошли поставки войскам.

ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА

Грузовик победителей GMC CCKW: спасибо, Джимми!

По договору ленд-лиза в СССР поставили более 400 тысяч автомобилей, 22 тысячи самолетов, около 13 тысяч танков, 35 170 мотоциклов, много иных изделий. Самыми распространенными автомобилями в нашей армии были Studebaker, Willys, Dodge, Chevrolet и Ford. Часть их завозили в СССР в виде машинокомплектов и собирали на нескольких советских заводах.

Подпишитесь на «За рулем» в