Пошли по рукам: почему растут продажи подержанных машин?
Вторичка пошла в рост
Пока рынок новых машин еще только нащупывает дно, кривая продаж автомобилей с пробегом уже поползла вверх. Так, в феврале вторичный авторынок увеличился на 10,9%, выйдя в плюс впервые с декабря 2014 года, когда на фоне обвала рубля россияне и граждане соседних республик массово скупали автомобили – как новые, так и подержанные. А в марте реализация бэушных машин продолжила набирать обороты, показав рост в 13,1%, согласно данным «Автостата». Это обеспечило положительный результат и по итогам первого квартала: 1 млн 116 тыс. автомобилей, что на 6,1% больше по сравнению с прошлым годом.
«Увеличению спроса на автомобили с пробегом, прежде всего, способствует стабилизация курсов валют и укрепление рубля. На этом фоне у наших соотечественников появилось желание делать покупки, в том числе менять-покупать автомобили. А рост цен на новые машины за последнее время сделал их, мягко говоря, менее привлекательными по сравнению c подержанными авто. В целом на вторичном авторынке идет стабилизация, возвращается сезонность, которая подтверждается статистикой продаж. Дно это или нет, покажет время», – говорит директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко.
Как известно, продажи автомобильного «секонд-хэнда» традиционно превосходят по объему рынок новых машин, однако в условиях кризиса этот разрыв достиг небывалых размеров и сегодня продолжает увеличиваться. Так, в январе-марте текущего года доля первичного авторынка в России составила 19,4%, тогда как на автомобили с пробегом пришлось 80,6% продаж. Таким образом, на один новый проданный легковой автомобиль в стране приходится четыре подержанных.
По мнению сооснователя и гендиректора компании CarPrice Эдуарда Гуриновича, низкий курс рубля делает новые машины дорогими, и покупатели идут за авто на вторичный рынок. «Рост реальных доходов населения не наблюдается, поэтому без каких-то существенных структурных изменений рынок новых автомобилей вряд ли будет расти. Сейчас спрос и предложение сбалансировались на уровне 1,5 млн автомобилей в год. Динамика на вторичном рынке, конечно, будет развиваться, но не сильно. Рост будет, прежде всего, за счет тех людей, которые понимают, что кризис не пройдет быстро и нужно жить в его реалиях», – рассуждает эксперт.
В свою очередь, Денис Еременко считает, что если продажи новых автомобилей также начнут восстанавливаться, то вторичный авторынок пойдет вверх еще быстрее, однако это может произойти только в случае укрепления экономики.
Действительно, с ростом рынка новых машин расширяется предложение на вторичке, но в последнее время россияне стали дольше эксплуатировать свои автомобили, а если и меняют их, то не всегда на новую машину. По словам директора маркетингового агентства GiPA Russia Александра Груздева, зачастую потребитель продает свой автомобиль, чтобы затем купить подержанную, но уже более дорогую модель.
Иномарки уходят в отрыв
Как показывает статистика, нынешний рост вторичного авторынка обеспечивают исключительно иномарки. По итогам первого квартала 2016 года их продажи выросли на 12% и составили 772,3 тыс. штук. А вот отечественные машины, несмотря на общее увеличение спроса, показали падение на 5%, до 343,8 тыс. единиц, гласят данные «Автостата».
Итоги продаж на вторичном рынке России за первый квартал 2016 года с разбивкой по маркам можно посмотреть здесь.
«Сегодня ситуация такова, что отечественный автопром, с одной стороны, выглядит более привлекательно по цене. С другой – считается менее надежным, что связано со стереотипами в головах россиян. Те, кто раньше ориентировался на новые иномарки, но из-за курса рубля не может позволить себе новый автомобиль, уходят на вторичный рынок», – комментирует Эдуард Гуринович.
В свою очередь, Александр Груздев отмечает, что срок владения иномарками обычно чуть ниже, поэтому их чаще перепродают, что также обеспечивает рост иномарочного сегмента на вторичном рынке.
Впрочем, продукция АВТОВАЗа по-прежнему остается самой востребованной на вторичке – на нее приходится 28% продаж за первые три месяца 2016 года. Так, за этот период россияне купили 312,5 тыс. подержанных автомобилей с ладьей на радиаторной решетке, что на 3,9% меньше по сравнению с прошлым годом. Как говорит Александр Груздев, вазовских машин в автопарке страны больше, поэтому и доля АВТОВАЗа выше, хотя она и сокращается по мере того, как с каждым годом в стране растут ряды иномарок.
Стоит отметить, что бестселлером на вторичном рынке в январе-марте впервые стала Lada Samara 114 – реализация 34,2 тыс. этих пятидверных хэтчбеков (+1,4%) позволила модели сместить с верхней строчки рейтинга продаж многолетнего лидера – Lada 2107, чей результат составил 31,2 тыс. единиц (-11,7%). Кстати, спрос на «пятерки» и «шестерки» также значительно сократился – на 17,9% и 22,8% соответственно. Таким образом, вазовская «классика» начинает сдавать позиции на рынке автомобилей с пробегом, несмотря на то что та же Lada Samara стала выпускаться позже, а покинули конвейер эти модели практически одновременно.
Топ-25 моделей вторичного рынка России смотрите по ссылке.
Показательно, что наибольшее падение на вторичном рынке показывают автомобили советских брендов, которые уже давно не производятся, но все еще находят своих покупателей. Так, продажи легковых автомобилей ГАЗ в первом квартале упали на 19,4%, до 11 тыс. штук, малолитражек Ока – на 19,3%, до 5,4 тыс. единиц, Москвичей – на 26,7%, до 1,7 тыс. машин.
«Люди, которые покупали автомобили стоимостью до 100 тысяч рублей, в кризис оказались в ситуации, когда они не могут в принципе себе позволить поменять автомобиль, и остаются с тем, что есть. Соответственно, существенно падает спрос. Как правило, автомобили меняют, если хотят что-то получше: продают за 70 тысяч рублей и покупают за 90 тысяч. Сейчас этот сегмент стал неактивен, потому что у людей нет лишних 20 тысяч рублей», – констатирует Эдуард Гуринович.
Дорогу молодым!
А лучше всего сегодня перепродаются нынешние бестселлеры на рынке новых автомобилей. К примеру, реализация подержанных Hyundai Solaris в январе-марте выросла на 78,2%, до 11,9 тыс. машин, Kia Rio – на 62,4%, до 10,7 тыс. штук, Lada Granta – на 65%, до 10,5 тыс. единиц. Стоит при этом отметить, что Granta, которая является бессменным бестселлером среди новых автомобилей, на вторичке уступает Hyundai Solaris по объему реализации. Дело в том, что «кореец» появился в продаже почти на год раньше, а значит, и на рынке автомобилей с пробегом предложений по продаже этой модели больше. К тому же подержанный Hyundai Solaris стал привлекательным вариантом для тех покупателей, которые из-за резкого роста цен на новые иномарки были вынуждены обратить внимание на вторичный рынок.
По словам Эдуарда Гуриновича, Lada Granta – достаточно «свежий» автомобиль на вторичном рынке, который пользуется спросом до пяти лет и считается относительно удачной моделью. Hyundai Solaris и Kia Rio в последние годы являются лидерами продаж среди иномарок. Они зарекомендовали себя как довольно надежные машины, поэтому на рынке автомобилей с пробегом они тоже пользуются устойчивым спросом.
Между тем на вторичном авторынке наблюдается повышенный спрос на машины китайских марок, хотя их качество зачастую и у новых машин оставляет желать лучшего. Наибольшей популярностью у покупателей пользуются подержанные автомобили Chery, чьи продажи в первом квартале выросли на 10,3%, до 4,4 тыс. штук. На втором месте идет Great Wall с показателем 2,7 тыс. реализованных авто (+17,2%). А замыкает тройку лидеров Lifan – подержанные машины этой марки выбрали 2,6 тыс. покупателей, что на 27% больше по сравнению с прошлым годом. Кстати, на рынке новых автомобилей Lifan является безусловным лидером в «китайском» сегменте в последние пять лет.
Как отмечает член совета директоров ГК «Долавто» Сергей Климов, автомобили китайских брендов пока еще относятся к бюджетному сегменту российского авторынка, где покупатели не имеют привычки часто менять автомобили. Пик замен приходится обычно на 5-летние машины, а в 2010-2011 гг. самыми продаваемыми китайскими марками были как раз Chery и Great Wall. Следуя за статистикой продаж новых машин 5-летней давности, можно предсказать, что через год на вторичном рынке будут популярны Geely, а еще через год-два – Lifan.
«Китайский автопром – классическая иллюстрация пословицы о том, что скупой платит дважды. В этот сегмент уходят те, кто раньше покупал 3-5-летнюю Ладу, а теперь ее альтернативой стали Chery и Great Wall. Продукция китайского автопрома сегодня востребована среди тех, кто раньше приобрел бы недорогую иномарку или новую российскую модель. Опять же, единственный фактор роста спроса и продаж китайского автопрома – курс рубля и падение доходов населения», – резюмирует Эдуард Гуринович.
Фото: «За рулем.РФ», АВТОВАЗ, Сергей Бобылев, Владимир Саяпин/ТАСС