«Лада Спорт» и ВИС-Авто: помощники или обуза АВТОВАЗа?

Сколько дочерних предприятий осталось у АВТОВАЗа и чем они занимаются? Экскурсию по Автограду, попутно подсчитывая потери, проводит Вадим Крючков. В центре экспозиции – спортивная машина для девушек: хэтчбек Лада Калина версии Light с роботизированной коробкой передач.

Помню лихие девяностые годы. Ситуация в Тольятти была тяжелой – решалась судьба большого завода, который тогда впервые оказался на пороге банкротства. Лишь одно вселяло оптимизм – мелкие дочерние фирмы продолжали «генерить» идеи, разрабатывать модификации, собирать автомобили и зарабатывать столь нужные себе, заводу и городу деньги.

Предприятие Бронто делало броневики, снегоболотоходы и удлиненные Нивы. Опытно-промышленное производство освоило выпуск седана ВАЗ‑2115, так называемой Самары‑2, и продавало ее вплоть до передачи модели на конвейер АВТОВАЗа. А еще там выпускали минивэн ВАЗ‑2120 Надежда и семейство длинных Нив, включая пятидверный ВАЗ‑2131. Последний продержался в линейке ОПП до 2015 года включительно. Знатоки вспомнят и грузовой полурамный пикап ВАЗ‑2302 Бизон фирмы «Восточное кольцо». Деятельность этих относительно небольших, а потому гибких производств вселяла тогда хоть какую-то надежду: пока в Тольятти разрабатывают и выпускают новинки, Автоград жив и у него есть перспективы.

В разгар очередного кризиса я снова в Тольятти. Атмосфера другая: иных уж нет, а те далече. Давно поглощено Бронто, про «Восточное кольцо» успели забыть, а в конце прошлого года прекратило свою деятельность опытно-промышленное производство Волжского автозавода – место с уникальным оборудованием, где среди прочего делали предсерийные экземпляры для конструкторов и испытателей. Неужели нам не нужны новые автомобили собственной разработки?

Компания «Лада Спорт» использует в производстве напольный конвейер. А на этом посту автомобиль перегружают на специальный подъемник для установки силового агрегата и подвески.

Весной планировалась передача заводу производства пикапов фирмы ВИС-Авто. Ходили слухи и о проблемах у «Лады Спорт». Сколько же осталось дочерних предприятий и чем они занимаются? Может, они действительно не нужны?

Тем, кто любит скорость

ООО «Лада Спорт» – компания с солидным гоночным прошлым и ярким настоящим. Участник WTCC – чемпионата мира по кольцевым гонкам в классе Туринг. Производство спортивных модификаций серийных автомобилей ВАЗ стартовало в середине 2013 года.

Долгое время в нашей стране рассказы о применении гоночного опыта для совершенствования обычных автомобилей были в большей степени мечтой, чем реальностью. Штучные экземпляры и изделия гаражных тюнингистов не в счет. «Лада Спорт» мечты о серийном производстве спортивных модификаций воплотила. Причем фирма не переделывает готовые вазовские автомобили, а собирает их из комплектующих. Здесь полноценный напольный конвейер и несколько вспомогательных цехов, где изготавливают системы выпуска, модернизируют коробки передач и двигатели. Окрашенные кузова и многие другие детали поставляет АВТОВАЗ, но, разумеется, есть и другие партнеры. Например, амортизационные стойки по чертежам «Лады Спорт» изготавливают несколько смежных предприятий.

Интерьер Калины Light с роботизированной коробкой передач почти серийный. Выделяются лишь коврики с красной окантовкой и иные сиденья.

С 2013 года «Лада Спорт» выпустила больше 7000 автомобилей, а в пределе способна выдавать до 6000 машин в год. И, несмотря на все объективные трудности, минувший год завершила с прибылью – в отличие от АВТОВАЗа.

Текущий модельный ряд: седан Гранта Спорт с двигателем мощностью 116 л.с. (ЗР, 2013, № 11), хэтчбек Калина Спорт c таким же мотором (ЗР, 2015, № 5) и Калина NFR c 135‑сильным двигателем, установленным на подрамнике (ЗР, 2015, № 6). В общей сложности одиннадцать модификаций. Причем все машины поддерживаются гарантией на СТО вазовской сети. Поделюсь секретом: не за горами появление спортивной Весты.

Самая горячая и актуальная новинка – антикризисные версии Light. По сути это серийные Гранты и Калины со спортпакетом, куда входят аэродинамический обвес и более плотная подвеска – но вместо доработанных двигателя, трансмиссии и подрамника, а также задних дисковых тормозов и увеличенных передних оставлен голый стандарт. Зато они дороже серийных машин в самой дешевой комплектации Норма всего на 35–40 тысяч рублей. При необходимости их можно собирать не только на конвейере «Лады Спорт», но и на любой другой площадке. Зачем адаптировали конструкцию под массовое производство? Если понадобится довести выпуск «лайтов» до 7–10 тысяч машин в год, это хороший способ разгрузить основные мощности фирмы, занятые более сложными моделями.

Lada Kalina Light

Старт продаж недорогих спортивных машин запланирован на начало лета. Но уже сейчас в моих руках любопытный хэтчбек линейки Light – спортивная машина для девушек. Именно так позиционирует изготовитель эту Калину с роботизированной коробкой передач.

Стандартный 106‑сильный мотор, серийная главная пара… Что же тут из фирменного стиля «Лады Спорт»? Передний и задний бамперы, решетка радиатора, накладки порогов, спойлер на задней двери, эмблемы спереди и сзади, эксклюзивные легкосплавные колеса с шинами 195/50 R15. Внешне Light очень похож на заряженную версию Sport, и только наметанный глаз обратит внимание на единственное внешнее отличие дешевой модификации – барабанные задние тормоза.

В салоне – обычный, не обшитый кожей руль, заглушка вместо панели аудиосистемы, простой кондиционер, электростеклоподъемники только передние. Зато есть главное – удобные спортивные сиденья с фирменной красной отстрочкой.

На ходу боевой характер автомобиля выдает плотная, энергоемкая подвеска. Калина уверенно преодолевает неровности и ямы, которых нынче много на дорогах Тольятти, а в поворотах кренится несильно. Чуть жестковата? Пожалуй, но дискомфорта нет, так что подвеска должна понравиться девушкам. Как и роботизированная коробка передач. Для неспешного перемещения по магазинам – самое то. А можно и пришпорить – стандартный силовой агрегат вполне бодр. И конечно, порадует тишина в салоне. На конвейере «Лады Спорт» все без исключения кузова оклеивают дополнительными шумоизолирующими материалами – ими выстилают пол под ногами водителя и центральный туннель.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в