Тест снегоболотохода БМЕ-1015 (Хаски): белорусский монстр

Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «белорусский автопром»? Грузовики, карьерные самосвалы, ракетовозы? Иными словами - большая и грубая техника, предназначенная явно не для личного пользования. Но к нам попал автомобиль, ориентированный в первую очередь на частных пользователей, хотя в брутальности и специфичности ему не откажешь. Снегоболотоход Хаски.

Мелкая, но серия


Причем здесь автопром, спросите вы? Подобных монстров делают многочисленные фирмочки, похожие больше на гаражный сервис, или вовсе Кулибины-одиночки. В том-то и дело, что этот проект разработан и реализуется силами предприятия МАЗ-МАН из Минска, которое специализируется на производстве грузовиков и спецтехники. Для Хаски на заводе выделена целая линия (заводской индекс модели - БМЕ-1015), а объемы выпуска обещают достичь 300 машин в год.

Изначально проект был назван Хунта, но по ряду причин название было решено изменить. Более того, если взглянуть на многочисленные шильдики на кузове, то на них красуется еще одно слово «overcomer». Это не просто красивое слово. Так создатели этой машины назвали целый класс, к которому относится их детище. Дело в том, что иностранным клиентам очень сложно выговорить и запомнить русское «снегоболотоход» — у них нет подобного класса в принципе. Вот и решили минчане перейти с клиентом на один язык. Отличное решение, памятуя опыт европейских маркетологов, некогда заявивших о появлении «купе-седанов» или «купе-кроссоверов».

Кстати, ориентирование на заграницу небеспочвенно, так как интерес со стороны иностранных клиентов очень велик. Из тридцати построенных машин часть уже отправлены в Арабские Эмираты, Канаду, Монголию и Африку.

Внедорожный винегрет

С технической точки зрения Хаски ничего революционного собой не представляет. В основе лежит пространственная рама собственной конструкции, на которой смонтированы ходовая часть, двигатель, трансмиссия и кузов из композитных материалов. Но кое-какие особенности все-таки есть. Например, на подобных машинах редко встретишь полноценную подвеску, поскольку, как правило, роль упругих элементов выполняют шины низкого давления. Здесь же применены сварные рычаги с пружинами и спаренными амортизаторами от Волги. Покрышки размерности 1400х750 пришлось изготавливать на заказ на заводе Belshina.

В качестве силового агрегата могут использоваться два двигателя: вазовский бензиновый объемом 1,7 л (81 л.с.) или итальянский 1,9-литровый турбодизель (120 л.с.). Трансмиссия заимствована у Нивы целиком, включая механическую коробку передач, раздатку и приводы колес. Правда ШРУСы решено было использовать не оригинальные, а усиленные. Чтобы снять нагрузку с агрегатов трансмиссии, на колесах дополнительно установлены редукторы с понижающим числом 3,9. Так что рассчитывать на высокие скорости не приходится. По твердой поверхности Хаски способен разогнаться максимум до 70 км/ч.

Рулевое управление реализовано по тракторной схеме. Жесткая связь между рулем и колесами отсутствует. При повороте баранки приводится в действие гидравлический насос, нагнетающий давление в том или ином приводе, который, в свою очередь, и поворачивает колеса. Такая схема применена для снижения прилагаемых усилий на руль и чтобы исключить выбивание руля из рук при езде на бездорожье.


Но грязь и колея — все это далеко не предел для Хаски. Этот снегоболотоход умеет плавать, причем со скоростью до 8 км/ч. Для этого в задней части корпуса при помощи пневмопривода опускается гребной винт. В принципе, плыть можно и за счет вращения колес, протекторы шин которых выступают в качестве лопастей, но в этом случае скорость едва ли превысит 2-3 км/ч.

При движении по болотистой местности или песку желательно стравливать давление в шинах, чтобы снизить удельное давление на грунт. Это можно делать непосредственно из кабины при помощи отдельного блока управления пневматической системой. На борту установлены компрессор и ресивер, которые отвечают за подкачку шин, опускание винта и стояночный тормоз.

Личный танк

Когда стоишь и смотришь на этого монстра, складывается ощущение, что нужно иметь как минимум навыки танкиста или тракториста, чтобы управлять им. Однако какого же было мое удивление, когда, проехав всего пару километров на Хаски, я уже чувствовал себя так, будто езжу на нем каждый день на работу, причем на протяжении нескольких лет. Управлять этим снегоболотоходом немногим сложнее, чем малолитражкой. Разница лишь в габаритах, скоростях, обзорности и шумоизоляции.


Отчасти дискомфортным можно назвать переключение передач, так как передаточные числа сближены, отчего при разгоне переключаться приходится через считаные секунды. Очевидно, что куда более удобным решением было бы использование автомата. К слову, работы в этом направлении уже ведутся. Кроме того, за счет практически двойного понижения передаточных чисел в трансмиссии недостаток тяги в любых условиях практически исключен. Рассчитывать на динамичные разгоны не приходится, но это едва ли требуется.

Представители предприятия рассказали, что планируется установка более современного дизеля с системой Common Rail. Вот только как к этому отнесутся заказчики в регионах, где нет доступа к качественному топливу, неизвестно. На этот случай им останется вариант с вазовским мотором, который на удивление справляется со своими задачами не хуже дизеля. В основном благодаря трансмиссии.

На твердых поверхностях и больших скоростях Хаски раскачивается несильно за счет наличия полноценной подвески, поэтому поддерживать постоянные 45-50 км/ч на асфальте можно без труда. На бездорожье или даже на болоте принцип езды схож: пониженная передача, подспущенные шины и аккуратные действия акселератором. И самое интересное, что переходы между стихиями (из грязи в болото, потом на песок или каменистую почву) происходят практически незаметно - в салоне ощущения одинаковые и достаточно комфортные.

А вот перед спуском на воду желательно остановиться, заблокировать дифференциал, опустить винт и уже после этого можно прыгать с берега. Маневрирование осуществляется за счет поворота передних колес.

Мужской взгляд на интерьер

Конечно, назвать то, что находится внутри Хаски, интерьером сложно, но при этом пожаловаться на недостаток комфорта нельзя. Да, передняя панель примитивна и выполняет исключительно практичную функцию, сгруппировав на себе органы управления и приборы. Скажем, слева от руля — блок управления пневматической установкой, справа — не просто дисплей, а сам бортовой компьютер, на который выводится вся информация об автомобиле: давление в шинах, температура двигателя, напряжение бортовой сети, показания спидометра и тахометра, давление масла и количество моточасов.

Количество посадочных мест может варьироваться в зависимости от исполнения. Та машина, на которой довелось поездить мне, имела восемь мест, причем три задних сиденья смещены относительно друг друга для удобства посадки. А в грузовом отделении над колесными арками организованы дополнительные места. Правда, из-за этого багажник получился очень маленьким.

В зависимости от пожеланий заказчика Хаски может похвастаться и кожаным салоном, и кондиционером, и развлекательной мультимедиасистемой. Для холодных регионов может быть установлен автономный отопитель, а сам салон утеплят дополнительно. В задней части имеется штатный сварочный аппарат для ремонта в походных условиях.

Эксклюзив по-белорусски

Сколько стоит этот автомобиль? Вопрос непростой, поскольку практически каждый экземпляр производится под конкретного заказчика с учетом его потребностей и предпочтений. Список дополнительного оборудования и даже способы окраски — все индивидуально. Ориентировочная стоимость базового варианта Хаски оценивается приблизительно в 3,5 млн руб.

На данный момент готовится версия с алюминиевым кузовом вместо пластикового. Во-первых, это должно снизить массу автомобиля, что положительно скажется на проходимости. Во-вторых, это позволит осуществить бронирование вездехода. Таковы требования силовых ведомств, интерес со стороны которых уже есть.

Подпишитесь на «За рулем» в