Мечты автопроизводителей: доставка в багажник и вода в цилиндрах
Доставка до багажника
Курьер, как правило, появляется тогда, когда это удобно лично ему. Обычно «в течение дня». Проблема эта не только российская, то же происходит и в других странах. И вот компания Volvo в ходе мозгового штурма, проведенного совместно с фирмой Urb-It, нашла забавный выход, под стать нашему цифровому веку. Если вы оплатили свою покупку, то вам ее принесут прямо в… багажник автомобиля, где бы он ни стоял: у офиса, дома или на паркинге. Курьер при этом получает некий одноразовый радиокод, с помощью которого сможет один раз отпереть багажник или салон вашей машины, чтобы положить туда заказанный товар.
Пока новинку In-car Delivery будут обкатывать в тестовом режиме в Стокгольме. К 2025 году рассчитывают охватить уже 200 шведских городов. Интересно, не начнут ли пользоваться одноразовыми паролями несознательные граждане? Открыл, забрал - и ушел…
Сам себе электробус
Беспилотники наступают! Микроэлектробус Arma французской фирмы Navya может перевозить 15 пассажиров без помощи водителя. Сорок таких автономных маршруток стоимостью 200 тыс. евро каждая уже колесят по Германии и Франции. Пока, правда, допуск на дороги общего пользования им получить не удается, а потому они наматывают километры, в основном, на закрытых территориях выставочных комплексов. Когда заряд батареи снижается до 10%, электробус сам поворачивает к зарядной станции, и сам же подключается к сети.
Разработчики уверяют, что их маршрутка и в городе будет безопаснее обычной, так как у человека только два глаза, а здесь целая куча сенсоров, радаров и прочих цифровых штучек. А развивать большую скорость в городе и не нужно, и запрещено, и негде. Проверить это утверждение первыми смогут швейцарцы и австралийцы. В течение пары лет будет собрано около тысячи беспилотных маршруток.
Не отрывая рук
Большинство современных гаджетов отвлекают водителя от управления. Ну, допустим, монитор можно поставить прямо между спидометром и тахометром или вовсе вывести изображение на лобовое стекло. Но как им управлять? Ручка, джойстик или тачпад требуют оторвать руки от штурвала, а это не очень хорошо.
Фирма Continental предложила недорогое и эффективное решение проблемы. Она разбила функции управления на две части: индикация отдельно, управление пальцами отдельно. Для этого за баранкой установлены два прозрачных лепестка, подобные тем, что используются, скажем, для переключения передач. Но при этом по их поверхности можно водить большими пальцами не отрывая рук от руля! В результате происходит пролистывание меню и выбор его пунктов.
Правда, сенсор Time-of-Flight на самом деле бесконтактный: его датчик спрятан в комбинации приборов и дистанционно отслеживает движения пальцев по лепесткам. Однако сути это не меняет. Для пользователя процесс ничем не отличается от привычного алгоритма смартфонов или планшетов.
Вода на АЗС
Впрыск воды в цилиндры – идея древняя, но, как оказалось, не похороненная. Напомним, что первым серийным автомобилем с подобной системой был SAAB 99 Turbo, выпускавшийся с 1968 по 1972 год. Потом идею надолго забросили, и вот теперь немецкие Bosch и BMW вдруг обнаружили, что добавка в топливную смесь 35% водяной взвеси позволяет сэкономить до 13% топлива! Происходит это благодаря дополнительному охлаждению (за счет испарения влаги) воздуха, закачиваемого компрессором. Это делает излишним обогащение смеси при полной нагрузке. А еще это позволяет закачать больше воздуха и повысить мощность.
Несколько купе BMW М4, используемых в гонках в качестве Safety Car, уже построили. В нише для запаски расположили дополнительный бачок на 5 л воды, а также подающий насос. В гонках этого хватает как раз на полный бак бензина, а при обычной езде на автобанах пополнять запас воды потребуется лишь при каждой пятой заправке. Впрочем, хитрые инженеры придумали собирать дистиллированную воду из кондиционера: летом это примерно 2-3 л/ч.
Реально пока достигли экономии в 8%, причем можно заправляться бензином с меньшим октановым числом – вода предотвращает детонацию.
Гипер-даун?
Даунсайзинг сегодня на слуху, о нем пишут все. Но сколько можно накачать воздуха в небольшой движок, пока он не «лопнет»? Очередной шаг к прояснению этого вопроса сделала австрийская фирма AVL, представившая двигатель Hyper 200. Эта «четверка» объемом 1,75 л снабжена двухступенчатым компрессором, турбиной и электронаддувом, работающим от 48-вольтовой бортсети. Вместе им удалось форсировать мотор до 474 л.с. при 8000 об/мин.! Литровая мощность составила, таким образом, 200 кВт/л, отчего и индекс соответствующий. Цель разработки – полностью отказаться в перспективе от шестицилиндровых двигателей.
Новый мотор уже установлен под капотом экспериментального авто массой около 1 тонны.
Фото: компании-производители