Откуда взялись пузырьки в тормозной системе?
Прежде чем озвучить новую задачку, напомним предыдущую. Дед Мирон расписывает доверчивому слесарю Пете достоинства Приоры. Мол, ее владельцу бездорожье нипочем, так как сам спидометр показывает, какое из колес буксует. Датчик скорости – у правого привода, поэтому, если правое колесо проскальзывает, стрелка прыгает вверх. А на пробуксовки левого не реагирует. Петя заволновался: выходит, дескать, моя Нексия с мотором от Лачетти неисправна, поскольку спидометр не замечает буксования правого колеса, а при буксовании левого четко показывает его скорость. В этой истории и должны были разобраться знатоки. Кстати, некоторых смутила ироничность хитрого деда: «Не верю, что матерый водитель мог нести такую чушь. Или, по-вашему, он шутил? Но тогда надо было прямо об этом сказать, а не морочить голову».
В сегодняшней жизни автомобиль уже не «предел мечтаний», а бытовая техника вроде холодильника. Мало кто стремится изучить его устройство в тонкостях. Священное право каждого – «меньше знать и слаще спать». Исключение составляют знатоки техники, многими уважаемый клуб фанатов. Байку деда Мирона они прокомментировали так: «Датчик скорости Приоры – рядом с приводом правого колеса. Принцип его действия основан на эффекте Холла. Задающий диск датчика установлен на коробке дифференциала. Он вращается с той же частотой, что и ведущие колеса автомобиля. Сам же датчик расположен на картере сцепления – сверху, над корпусом внутреннего ШРУСа привода правого колеса. Естественно, ни задающий диск, ни, тем более, датчик никакого отношения к этому приводу не имеют. Сама же коробка дифференциала связана с колесами традиционно – через шестерни и сателлиты. Если одно колесо буксует, спидометр, конечно, врет. А вот установить по нему, какое именно буксует, невозможно».
Можно к этому добавить, что в некоторых случаях на скользкой дороге правое и левое колеса буксуют по-разному. Дифференциал, естественно, это допускает. Скорость же, показываемая при этом спидометром, – та, с которой вращается именно задающее кольцо. То есть – коробка дифференциала.
Наш победитель напомнил: «По существу, показания спидометра на Приоре – это частота вращения коробки дифференциала, измеренная датчиком и пересчитанная электроникой в км/ч. По спидометру можно заметить лишь сам факт буксования. Например, когда машина стоит, попав одним колесом в глубокую выбоину, а другим шлифует лед, спидометр показывает скорость, которая из-за особенности конструкции дифференциала вдвое меньше реальной скорости буксующего колеса. Это полезно знать, ведь чем больше проскальзывает шина, тем меньше у нее шансов зацепиться».
Многие поняли, что матерый водитель попросту подтрунивал над развесившими уши слушателями: «В гаражных коллективах часто верховодят горлопаны, от которых лучше держаться подальше». Видимо, поэтому читатели поддержали слесаря Петю: «На этом варианте Нексии, с двигателем F16D3 и коробкой передач от Лачетти, задающий зубчатый диск датчика скорости установлен на корпусе наружного ШРУСа левого колеса, а сам датчик – на левом поворотном кулаке. Когда левое колесо буксует, а правое стоит, спидометр показывает истинную окружную скорость левого колеса. Если же буксует правое, а левое неподвижно, то на спидометре – ноль».
Очевидно, как и у любой схемы, у этой есть свои плюсы и минусы. Например, в правом повороте истинная скорость машины несколько ниже, чем показывает спидометр, а в левом – наоборот, немного выше. Но эти погрешности не настолько велики, чтобы мешать водителю управлять автомобилем.
Всем участникам конкурса спасибо, а Алексея Жильцова из Московской области мы поздравляем с победой! За ответ на задачу № 98 «Неправильная Nexia?» (ЗР, 2016, № 3) Алексей получает от компании АВТОДЕН экшн-камеру/видеорегистратор ParkCity GO 10 PRO во влагозащищенном корпусе.
ЗАДАЧА № 101: дачнику на заметку
Под вечер пятницы менял тормозную жидкость. Закончил с левым колесом. Надевая на штуцер резиновый колпачок, отметил, какой он хороший, плотный – не то что на некоторых «нашемарках»! Перехожу к другому колесу. И вдруг, обернувшись, вижу, что из-под резьбы штуцера, с которым только что работал, показывается пузырек воздуха! Неужели резьбу штуцера сорвал или, еще хуже, треснул корпус цилиндра? Увы, дача в выходные под угрозой. Где-то надо купить детали. А цена у них нешуточная… И вдруг меня осенило! Ура, на дачу я все-таки попаду! А вы можете объяснить происхождение воздушного пузырька?
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 июля 2016 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 – или по e‑mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.