Гран-при России Формулы-1: между прошлым и будущим
Сочинская Олимпиада давно прошла, и неизвестно, будет ли здесь когда-нибудь другая. Но по всему курортному городу раскиданы воспоминания – в виде объемных инсталляций Sochi 2014, пяти колец и прочих художественных украшений на спортивную тему. Причем их гораздо больше, чем наружной рекламы, завлекающей на российский Гран-при Формулы‑1.
Ощущение, что я по недоразумению попал в прошлое, усиливает меню телевизора в отеле, предлагающее посмотреть пару каналов, которых уже не существует. А прибытие в паддок сочинского автодрома порождает дежавю: как и год назад, первый, кого я встречаю, – это Роберто Боккафольи, глава подразделения Pirelli F1 по связям с общественностью. Он сразу же обстоятельно рассказывает, какие именно шины уготованы российскому этапу чемпионата мира. В точности те же самые, что и ранее.
Шинный вопрос
Двигатели и шасси не способны влиять на стратегию гонки для отдельных пилотов и команд. Гораздо актуальнее оптимально использовать имеющиеся комплекты шин разного уровня мягкости. Иногда правильная последовательность выбора покрышек дает хороший результат. А неправильная – с высокой вероятностью испортит пилоту гонку.
Поэтому чаще всего я слышал вопрос: почему в Сочи не привезли шины новейшего типа Ultrasoft с фиолетовой полоской? Ведь асфальт сочинской трассы словно специально для них создавали. Он щадяще относится к шинам всех типов, что позволяет выбрать тактику с лишь одним пит-стопом. Самые мягкие и цепкие из шин могли бы отработать здесь более эффективно, чем где-либо еще. К тому же погода нежаркая – прохладнее, чем полгода назад, в октябре, на предыдущем Гран-при России.
Из всех видов времени по-настоящему важны только время круга и продолжительность пит-стопа
Причина неявки Ультрасофта в Сочи банальна – бюрократия. Поставщик шин обязан уведомить команды о назначенных для Гран-при составах за несколько недель. На тот момент, когда выбирали шины для Сочи, Ultrasoft еще не получил всех официальных разрешений FIA.
В какой-то момент стало казаться, что Ultrasoft был более желанным гостем в России, чем команды и пилоты во главе с несгибаемым Берни Экклстоуном. Но, по счастью, началась квалификация. Которая, впрочем, завершилась победой Нико Росберга с таким удручающим перевесом над всеми, что вопрос о победителе предстоящей гонки отпал.
Попутно прояснились шансы команды Red Bull – за нее выступает Даниил Квят! Оба пилота этой команды уступили Росбергу более двух секунд. Ничего не попишешь, трасса в Сочи категорически неудобна австрийской команде в ее нынешнем состоянии. Превосходному шасси здесь не раскрыть весь потенциал, а мотор TAG Heuer (переименованный Renault) не может обеспечить надлежащую динамику.
Вредные мысли
Я, наконец-то, выяснил, почему Pirelli не беспокоит тот факт, что обычные зрители, созерцающие Формулу‑1, могут неверно истолковать необходимость два-три раза в ходе гонки менять шины. Им ведь может прийти в голову, что и обычные дорожные шины этой марки, которые продаются в магазинах, страдают ускоренным износом.
Мои опасения развеял директор Pirelli Motorsport Пол Хембри, отвечающий за всю гоночную продукцию итальянской фирмы. Лет тридцать назад такой ход мыслей действительно мог бы возникнуть, объяснил Хембри. Но тогда были другие правила, а сегодня не те времена. Публика прекрасно осведомлена, что шинами Pirelli оснащают миллионы машин во всем мире – от Весты до престижных спорткаров. Сомнений в их ресурсе не возникает. Причем именно в премиум-сегменте у итальянцев запредельный авторитет и, как следствие, наивысший рост продаж.
Да я, собственно, и не сомневался. А спросил из врожденной вредности и для внесения разнообразия в диалоги про Ultrasoft. Сам как-то пытался купить зимние шины Pirelli, но на складе не нашлось нужной размерности.
Формульные шины приобрести не получится, даже если очень захотелось. Хембри подтвердил, что все они после каждого этапа поступают в утилизацию – как использованные, так и не востребованные командами новые комплекты. А судя по мерам безопасности на Гран-при, украсть их еще более проблематично.
От Кравица до Ёлки
Воскресная гонка снова отправила меня в 2014 год. Всей разницы, что тогда Росберг и Льюис Хэмилтон финишировали в другой последовательности, а третьим на подиум поднялся другой финн – не Кими. Заезд тогда тоже был на редкость тягомотным и без особых приключений, Даниил Квят также финишировал с отставанием больше круга. И никто никогда не убедит меня, что конфигурация российской трассы располагает к острой борьбе и гарантирует увлекательный сюжет. Скорее, наоборот – недостает ей затейливости, присущей лучшим трассам мира. Пожалуй, даже в Монако трек повеселее.
Что касается шинной стратегии, то, как назло, именно команда Red Bull наглядно показала, что бывает, если принято плохо продуманное решение. Сейфти-кар, вышедший из-за того, что Квят отправил в забор Себастьяна Феттеля, навел команду на мысль срочно поставить жесткие шины Medium и на них ехать до финиша – все 52 круга. Это оказался абсолютно проигрышный план.
На трибунах, естественно, полно болельщиков команды Red Bull. Однако фирменная экипировка, в которую они облачены, опять-таки относит нас в прошлое. Есть надписи Infiniti – бывшего партнера команды, и нет надписей Aston Martin – партнера сегодняшнего.
Российская традиция перекрывать главную дорогу города (а в Сочи она и вовсе единственная связывает город с трассой) по случаю проезда высокого начальства – вне времени. И долгому стоянию в пробках по окончании гонки я уже не удивляюсь. Это лишь подтверждение тому, что на «Сочи Автодром» разумнее всего добираться электричкой. Как и все годы до того, «Ласточки» курсировали в бесплатном режиме. А вот концертная программа – неотъемлемая часть Гран-при в любой стране мира – благополучно вернула меня в настоящее. В 2014‑м на автодроме после финиша выступал как-никак Ленни Кравиц, чей гонорар составил около двух миллионов долларов, и это было очень cool. Не сравнить с нынешним набором исполнителей: Нюша, Ёлка, неизвестный (мне) DJ Anton Bruner…
Круг времени
Грустно и смешно, но из всех важнейших компонентов автомобиля Формулы‑1 только в области шин в этом сезоне есть какие-то новации. И тенденция сохранится в будущем году. В канун сочинской гонки Всемирный совет FIA ратифицировал поправки к регламенту на моторы. Двигатели в 2017‑м останутся в целом прежними, изменятся лишь правила их модернизации. А шасси потребуют некоторой доработки под… новый размер шин. Передние станут на 60 мм шире, а задние – на 80 мм.
Разговоры о том, что это даст ощутимую прибавку в скорости (минус 3–5 секунд с круга), обнадеживают. Но, по-моему, не стоит сильно обольщаться. Ведь у пилотов необходимость атаковать на пределе возникает лишь изредка. В основном, все они «поддерживают заданный темп», поскольку правила предписывают экономить топливо, а здравый смысл – беречь шины, вне зависимости от их ширины.
Гигантское изображение Даниила Квята в зоне вылета аэропорта Адлер приводит в некоторое замешательство. Я на секунду перестаю понимать, где нахожусь и какой сегодня день – пятница или понедельник. Видимо, применительно к Формуле‑1 с ее бесконечным развитием это вообще не важно. Из всех видов времени по-настоящему важны только время круга и продолжительность пит-стопа. А год – абстрактная астрономическая величина, позволяющая разделять эпохи.