Курение в автомобиле: электроника против табака

Мы не будем обсуждать вред или пользу курения как таковых. Дети вообще не должны читать этот материал, а все остальные прекрасно понимают, что к чему – существование и роль различных продуктов сгорания научно доказаны. Практично или нерентабельно курить в автомобиле? Что это нам даёт в разных ситуациях?

Плюсы и минусы электронных сигарет

Вадим Крючков

Не курю табак больше года. Электронные сигареты помогли избавиться от вредной привычки. Говорят, они тоже не особо полезны, но с классическими сигаретами не сравнить – на несколько порядков менее вредны. Но не о медицинском аспекте проблемы речь.

Что я получил или потерял, как автомобилист? Не потерял ровным счетом ничего. От никотиновой зависимости избавился, а многолетнюю чисто механическую привычку достать, поднести ко рту и затянуться «электронки» удовлетворяют. Парю, а именно так называется этот процесс, жидкости без содержания никотина.

Несомненные плюсы электронных сигарет: забыл, что такое пепел и тлеющие бычки, влетающие обратно в окно, прожженные сиденья, мерзкий запах окурков в автомобильной пепельнице. Уплотнители стекол передних дверей не истыканы сигаретами, пепел которых пытались стряхнуть в приоткрытое окно. Мои пассажиры избавлены от негативных последствий пассивного курения, связанного с табачным дымом, поскольку пар, в отличие от дыма, безвреден. У меня не бывает ситуаций: кончились сигареты, газ или бензин в зажигалке. Яркая вспышка спички не слепит меня во время ночной езды. Парение сбивает монотонность во время дальней дороги куда лучше сигарет. Надо что-то новенькое для бодрости – сменил вкус жидкости.

Возимый в машине набор выглядит следующим образом: вставка-ветвитель 12 вольт/разъем USB в штатное гнездо прикуривателя, подзаряжаемый через этот порт миниатюрный вариватт (так называют батарею «электронки» с регулируемым напряжением на выходе) шнур зарядки, флакончик жидкости для парения объемом 30 мл, клиромайзер на 3 мл. Клиромайзер — это мундштучок с испарителем, в который заливают жидкость. Объем выбран неслучайно — не громоздкий, но и доливать жидкость надо нечасто. В дальнем пути этот процесс совмещается с остановками на бензоколонках. Предостерегаю от регулярного пользования разовыми электронными сигаретами. Они чуть иные: пластмасса, клей, пропитанный жидкостью наполнитель. Клиромайзеры делают из намного более нейтральных материалов – нержавеющей стали и стекла.

Ложка дегтя

Неужели совсем без проблем? А как без них, особенно поначалу. Где жидкость — там течи. Тряпочка для протирания прибора после заправки смесью всегда со мной. Электронные сигареты, особенно старых конструкций, любят протекать. Методом проб и ошибок нашел пару моделей, которые не текут и в вертикальном, и в горизонтальном положении. К сожалению, они уступают по вкусу тем, что остаются дома, но речь же о беспроблемном возимом комплекте.

К тому же пятно от протечки – не дыра от сигареты. Последствия устраняются легко – жидкость для «электронок» без проблем отстирывается или смывается водой. В том числе с сидений. Проверено.

В сырую погоду лучше не выпускать пар на ветровое стекло – он тут же дает эффект запотевания. Правда, кратковременный: поток из дефлекторов климатической установки его быстро высушивает, но лучше сразу выдыхать в приоткрытое окно. А вот сказ о большем налете на стеклах изнутри похож на выдумки. С желтоватой мутью от частого курения табака не сравнить. От продуктов табачного сгорания стекло очищать гораздо труднее.

Плюсы и минусы табака

Сергей Зиновьев

Польза курения во время езды на автомобиле для меня очевидна. В стрессовой городской толчее сигареты позволяют экономить нервные клетки, при затяжных выездах помогают поддерживать тонус и не спать. Не только потому, что совершаешь какие-то манипуляции. Алкалоид никотин в разумных дозах – природный нейротрансмиттер, повышает активность нервных рецепторов. Что, впрочем, не избавляет его от общего вредного воздействия на организм.

К сожалению, и на машину тоже. Коллега Вадим, чей стаж заядлого табакокурильщика составляет несколько десятилетий, талантливо описал все последствия. Прожжённые уплотнители и сиденья, вечный пепел во всех щелях салона и тому подобное. У каждого курильщика наверняка был случай, когда горящий пепел крайне не вовремя падал между ног (если такое вообще бывает вовремя). Естественно, на полном ходу.

Все это никак не увеличивает удовольствие от передвижения. Добавлю, что у заядлых курильщиков автомобили с большим ежегодным пробегом иногда действительно воняют, как пепельницы из пивнушки старого типа, – с ноткой воблы. Эксперты по подержанным авто подтвердят, что стоимость машины при перепродаже нередко зависит от степени ее «прокуренности». Однако мой коллега Вадим успешно и беспроблемно продал несколько машин. Хотя никогда особо не заботился о том, чтобы постоянно вычищать и промывать пепельницы: вполне достаточно тщательной предпродажной подготовки.

В сущности, если все делать аккуратно, то и повреждений интерьера можно избежать. Но вот копить во всех складках и укромных углах пепел – это неизбежно. Как ни усердствуй, часть его навеки поселится в салоне.

Иногда мы с коллегой Крючковым путешествуем и курим вместе – он своё, я своё. О каком вкусе своих жидких снадобий он говорит, я не понимаю. Аромат электронных сигарет базируется на смешении искусственных компонентов во всяких нереальных комбинациях (типа персик с какао), и иногда эти «ароматы» просто непереносимы. Другой вопрос, что они не очень стойкие и на создание специфического запаха в салоне не влияют. Я специально нюхал личный автомобиль коллеги Крючкова.

Не пора ли к доктору?

Возможно, переход на «электронку» избавил его от никотиновой зависимости, но, по моим наблюдениям, не сделал более бодрым за рулем. В применяемых им жидкостях нет ни одного бодрящего компонента. Это все равно как эпизодически нюхать компот.

Я предусмотрительный, и у меня не возникает описанных выше ситуаций, когда что-то кончилось – сигареты или зажигалка. А жидкость что ли самовозрождаемая и кончиться не может?

Что касается вреда для пассажиров, то лично я при длительной перевозке некурящих стараюсь курить исключительно во время остановок. В дальнем монотонном пути вообще полезно выйти-размяться. Если же курильщик настолько зависим, что не может потерпеть пару-тройку часов, ему надо к доктору.

К зрелищу переливания жидкостей какими-то специальными пипетками из одной емкости в другую я все еще не привык. Мне по-прежнему смешно, когда коллега что-то прольет и ругается нехорошими словами (почему-то в адрес криворуких разработчиков). Несмотря на явный инженерно-технологический прогресс в области «электронок», меня не покидает ощущение, что все эти заправки — ужасно неудобно. Плюс суета с проводами, батареями и зарядкой. Да еще нагревательный элемент имеет свойство перегорать.

То ли дело обычные сигареты – просто и быстро. А мощное зарево спички меня не слепит – лет двадцать не пользуюсь спичками. Автомобильным прикуривателем, как правило, тоже – есть риск, что к нему что-то прилипнет, а затем внезапно отвалится.

В общем, обойдусь пока без клиромайзеров, а там видно будет. Самый предпочтительный вариант развития событий – бросить курить.

Подпишитесь на «За рулем» в