Будущее электромобилей Nissan: вольты с колес
Главный аргумент против электрокаров – неприспособленность существующей инфраструктуры к большому количеству машин на электричестве. Вывести розетки на фасад каждого дома и даже расставить мощные станции для быстрой зарядки – это не слишком дорого. Да и времени много не займет. Речь о более глобальном – об энергосистеме в целом. Ни в одной стране она не рассчитана на такие дополнительные объемы потребления. Одним из первых автопроизводителей, предложивших свои решения, стал Nissan. Готовых рецептов у японцев несколько.
Все в парк
Аккумуляторы способны эффективно работать в электромобиле до тех пор, пока их емкость не упадет до 70–75% от номинальной. А что дальше – отправлять на переработку? Дорого! Расходы на утилизацию (400–500 долларов на каждую автомобильную батарею) заложены в стоимость электромобиля. И если аккумуляторы отправлять в отставку на этом этапе, то снизить цены в ближайшее время вряд ли удастся. Nissan осуществляет весь цикл разработки и сборки батарей, включая исследования, так что в компании осознают объем затрат лучше конкурентов, которые закупают аккумуляторы у сторонних производителей. Да и слишком расточительно выбрасывать на свалку источники энергии с таким остаточным потенциалом. Поэтому им нашли полезное применение. Из поношенных батарей формируют стационарные хранилища – так называемые аккумуляторные парки. Здесь они будут работать, пока емкость каждой не снизится до 10% номинала.
Опыт компании Nissan говорит о том, что использовать батарею можно гораздо дольше, чем мы себе представляем. Гарантийный срок службы аккумуляторов хэтчбека Leaf составляет восемь лет, расчетный длиннее на два – четыре года. Еще за восемь – десять лет послеавтомобильной службы емкость падает до 50%. А общий срок службы аккумулятора может составить 30–35 лет!
Батареи в хранилищах станут получать энергию несколькими способами: от возобновляемых источников (солнечные панели, ветряки) или из обычных сетей. В последнем случае это будет «лишнее» электричество, которое работающие с постоянной мощностью электростанции дают во время спадов потребления (например, ночью). Идея не нова. Ее, в частности, уже озвучивала в конце прошлого года фирма Audi (ЗР, 2016, № 1). Но ниссановская проработка темы мне показалась более глубокой и детальной – и, соответственно, более близкой к реальности. Пилотный проект в ближайшие месяцы стартует в Европе.
К слову, мнение о скромной выработке энергии небесным светилом и ветром несостоятельно. Nissan в подтверждение привел любопытную статистику: в Дании возобновляемые источники в некоторые дни перекрывают суточный объем потребления электроэнергии.
Дружить домами
Nissan предлагает вариант эффективного использования аккумуляторов еще на стадии их жизни в автомобиле. Дифференцированная оплата электричества в зависимости от времени суток применяется во всем мире. Так почему бы не использовать электромобиль как хранилище энергии – заряжать по низкому тарифу ночью и расходовать запас днем? Причем необязательно превращать машину в недвижимость: многим одной зарядки вполне хватит и на поездку на работу, и на питание дома вечером.
Еще больше пользы такое мобильное хранилище принесет при возникновении чрезвычайной ситуации, когда отключат электричество. Полностью заряженной батареи емкостью 24 кВт·ч достаточно для снабжения дома площадью 100–150 м² на семью из трех-четырех человек в течение четырех-пяти дней – разумеется, при очень экономном потреблении. Но это лучше, чем сидеть вовсе без света. Неудивительно, что идея пришла в голову японцам, для которых всевозможные природные катаклизмы в порядке вещей.
Шкаф с электричеством
Отслужившие свое батареи можно не отправлять в аккумуляторный парк, а оставить у себя дома, используя как источник резервного питания или резервуар для более дешевой энергии – аналогично описанному в предыдущей главке. Но прежде чем начать экономить, придется изрядно потратиться.
Идея получила название Energy Storage, «хранилище энергии». Ее разрабатывают несколько автопроизводителей, но ориентируются они на разных клиентов. Американская Tesla предлагает решения для частных домов, альянс Renault-Nissan – для городских зданий (детсады, школы, больницы), а концерн Daimler – для заводов, где потребление составляет мегаватты.
В целом взгляд фирмы Nissan на энергосистему будущего оригинален, но одновременно разумен и рационален. Похожие схемы уже существуют. Например, крупные сервисы такси, которые не имеют собственных машин, а пользуются парками множества фирм. Социальные сети или интернет-сервисы с фото- и видеоматериалами, которые сами ничего не производят, а лишь размещают контент миллионов подписчиков. То же самое ждет и энергетику. С каждым годом всё больше домохозяйств станут обеспечивать себя сами, а со временем они объединятся в единую сеть из сотен тысяч небольших хранилищ, которыми можно будет гибко управлять в зависимости от потребностей. Мне такие перспективы по душе. Но чтобы нечто подобное заработало и у нас, необходима трансформация всей энергосистемы, изменение взаимоотношений между производителями электроэнергии и ее потребителями, которые пока что строятся по ветхосоветскому принципу: монополист производит – частник потребляет.
Фото: Nissan