Личный опыт: как бороться с парковкой на газонах
Не все, видимо, разделяют мою радость. Повадились нерадивые автолюбители парковать свои автомобили на газонах. Зимой последствия не так заметны, но снег растаял, и за такими горе-парковщиками потянулись следы из грязи. Об этом уже не раз писали мои коллеги, недавно тему поднимал Илья Пименов. Я же не буду копаться в причинах, а попытаюсь выяснить, что обычный гражданин может сделать для сохранения газонов хотя бы в масштабах своего двора.
Начну с того, что проживаю я в Московской области, в Реутове, где с местами для парковки хоть и не все ладно, но дела обстоят лучше, чем в столице. Да, на всех стояночных мест не хватает. Почему? Есть СНиП, есть градостроительный кодекс РФ, а в моем случае еще и Правила землепользования и застройки территории города Реутов. Из него следует, что на каждые 80 кв. м жилой площади многоквартирного дома должно приходиться как минимум одно парковочное место. В моей восьмиподъездной многоэтажке аж 794 квартиры! Общая жилая площадь составляет 34676,5 кв. м. Выходит, жильцам полагается минимум 433 стояночных места в радиусе 600 м от дома. Причем не обязательно бесплатных. Понять, выполнил ли застройщик норматив, без плана застройки сложно, но по грубым подсчетам на глазок кажется, что все в порядке. Почему же мест все равно не хватает?
По данным Министерства транспорта Подмосковья, с 2005 по 2015 год уровень автомобилизации в Подмосковье вырос на 25%, а население – всего лишь на 10%. Рад за нашего брата – пусть ездит на личном автомобиле. Да и нет в мире мегаполиса, где не было бы проблем с парковкой. К тому же лично я не считаю, что оплата транспортного и подоходного налога, а также налога на имущество обязывает государство обеспечить меня гарантированным парковочным местом. Вы только представьте себе такой микрорайон: сплошная автостоянка получится. А как же экология?
Но дело даже не в этом. Существует отдельный тип автолюбителей, которые заезжают на газон и при наличии стояночного места поблизости. Им просто так удобнее. С такими и будем бороться, причем сразу на двух фронтах: во-первых, необходимо лишить физической возможности заехать на газон. Для этого достаточно установить декоративную ограду газона или хотя бы пару столбиков в месте примыкания тротуара к проезжей части. Во-вторых, нужно попытаться отучить таких водителей от вандальных привычек. Встречаться и беседовать с каждым лично, на мой взгляд, неэффективно, да и опасно. «СтопХам» вон уже добеседовался. Да и всех нарушителей не разыщешь, а могут еще и неадекватные попасться. Так что, бороться буду безопасно – онлайн. Заодно проверю, можно ли быть активистом, сидя на домашнем диване. Все-таки эпоха информационных войн на дворе.
С первым фронтом просто: написал заявление с предложением оградить газоны в свою управляющую компанию и отправил на электронную почту. Выяснил по телефону входящий номер и стал ждать ответа. На сайте УК сказано, что «поступившие обращения рассматриваются в течение 20 дней со дня поступления (ПП-731 от 23.09.2010 г.)». Но прошел месяц, а ответа не последовало. Пожаловался на управляющую компанию на сайте Госжилинспекции, тоже онлайн. Вскоре пришел ответ, суть которого в следующем: указанная управляющая компания не является государственной организацией и заставить их отвечать на письма Госжилинспекция не в силах. Тупик?
На втором фронте успехов оказалось больше. Решил воспользоваться модным нынче у чиновников способом обратной связи. Зарегистрировался на сайтах «Сердитый гражданин» и «ДоброДел». Описал проблему, приложил фотографии. С первого портала материалы ушли в администрацию губернатора Московской области, а оттуда их переправили в Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области. Через месяц после этого из Госадмтехнадзора пришел официальный ответ.
Приложенные мной фотографии, как оказалось, не могут рассматриваться в качестве доказательств. Вместо этого на указанный адрес выезжает уполномоченное лицо и фиксирует факт парковки на газоне. Спустя месяц, напомню, после моего обращения. К слову, жалоба на сайте «ДоброДела» проделала схожий путь, но через администрацию Реутова. А из администрации, в свою очередь, пришла благодарность за активную жизненную позицию. Приятно!
СПРАВКА. Штрафы за парковку на газоне, а вернее, за порчу зеленых насаждений, устанавливают муниципалитеты или районные администрации. К примеру, Кодекс города Москвы об административных правонарушениях за подобное деяние предусматривает штраф 4000–4500 руб. для граждан; 50 000 руб. для должностных лиц и 300 000 руб. для юридических лиц. В регионах, конечно, меньше. К примеру, в Московской области за размещение транспортных средств, в том числе брошенных или разукомплектованных, на детских и спортивных площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями предусмотрен штраф от 1000 до 5000 рублей для граждан; от 10 000 до 50 000 рублей для должностных лиц; от 30 000 до 100 000 рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 13 закона Московской области № 161/2004-ОЗ «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области»).
А что, если воспользоваться online-сервисом на сайте www.gibdd.ru? Оставляешь электронное заявление, прикладываешь фото автомобиля на газоне (чтобы был виден и передний, и задний номерной знак) и ждешь… Оказывается, ни полицейские, ни ГИБДД не наделены полномочиями штрафовать за парковку на газонах. Такая функция возложена только на представителей муниципалитетов. Да и самого определения газона в нормативных документах пока нет. Зато в Правилах дорожного движения есть определение тротуара и описаны правила стоянки на тротуаре. КоАП РФ гласит: за движение по тротуарам в нарушение правил дорожного движения предусмотрен административный штраф в размере 2000 рублей. А за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре – штраф 1000 руб. (в Москве или Санкт-Петербурге – 3000 руб.) и задержание ТС с помещением на спецстоянку. Получается, что на тротуаре, что на газоне, – штраф одинаковый, но с тротуара автомобиль могут эвакуировать, а с газона - нет. Кроме того, в Москве эвакуированный автомобиль первые сутки хранится бесплатно, а в Московской области придется оплачивать каждый час нахождения на спецстоянке. Прибавьте сюда оплату самой эвакуации, и в итоге набегает кругленькая сумма. Получается, что если уж решил нарушить правила парковки, гораздо выгоднее оставить автомобиль на газоне – парадокс.
Комментарий
Сергей Юров, глава города Реутов:
Если житель Реутова решит пожаловаться на парковку на газоне, у него два пути. Первый — обратиться в отдел транспорта городской администрации. Заявку зарегистрируют, после чего передадут в территориальный орган Государственного административно-технического надзора. Второй путь – обратиться непосредственно в отдел Госадмтехнадзора. Специалисты службы выедут на место, сфотографируют нарушителя, после чего примут положенные должностными инструкциями меры. За порчу зелёных насаждений для физических и юридических лиц предусмотрено наказание в виде штрафа, размер которого определен законом «О благоустройстве» Московской области. Однако наказание не слишком эффективно, так как процедура наложения административного штрафа слишком затянута и сложна.
Татьяна Витушева, начальник Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области:
Выявление правонарушений осуществляется в рамках систематического наблюдения за поднадзорной территорией. Факты нарушений фиксируются на фото. Затем в органы полиции по муниципальным образованиям, на территории которых выявлены правонарушения, направляются запросы о собственниках транспортных средств. Получив ответ на запрос, инспектор Госадмтехнадзора выносит постановление о привлечении собственника к административной ответственности. При этом постановление выносится в упрощенном порядке в соответствии с КоАП, то есть без составления протокола об административном правонарушении и без вызова собственника автомобиля в территориальный отдел Госадмтехнадзора.
Всего с начала года было вынесено около 1100 постановлений о привлечении к административной ответственности лиц, допустивших размещение транспортных средств в местах зеленых насаждений и на детских площадках. На нарушителей наложены штрафы на сумму более 1,6 млн руб. В соответствии с КоАП при наложении штрафа с использованием средств фотофиксации размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи — 1000 руб.
Частота проведения рейдов по выявлению фактов ненадлежащего размещения транспортных средств определяется руководством главного управления, либо территориального отдела в зависимости от ситуации, складывающейся на поднадзорной территории, а также учитывая поступающие обращения граждан.
Согласно данным административной практики Госадмтехнадзора, с начала года повторно за парковку на территории детских площадок и в местах с зелеными насаждениями было наложено 26 штрафов. Это чуть более 2% от общего количества наложенных штрафов. Такой показатель свидетельствует о высокой эффективности работы в данном направлении, так как административный штраф является существенным фактором, удерживающим от совершения правонарушения.
Моя война с парковкой на газонах длится уже второй год. Но судя по тому, что ситуация повторяется изо дня в день, существенных подвижек нет. Конечно, несколько соседей со мной здороваться перестали – наверное, заметили, как по утрам, отъезжая от дома, я фотографирую нарушителей. Так что, «письма счастья» все-таки находят своих адресатов, но погоды это не делает. Что толку от online-сервисов, если в итоге все упирается в человеческий фактор? От момента нарушения до наложения штрафа может пройти месяц, плюс время на пересылку Почтой России. Так, глядишь, и лето закончится. К тому же, как следует из ответа Госадмтехнадзора, сотрудник может зафиксировать нарушение только в свое рабочее время, то есть с 9:00 до 18:00 с понедельника по четверг и с 9:00 до 16:45 в пятницу. В остальное время любителям парковок на газоне вообще никто не страшен. Разве что совесть, но ею, видимо, такие водители попросту не пользуются. Вот и получается, что газоны атакуют одни и те же машины. Особенно радует водитель автомобиля с рекламой юридических услуг – видимо, свое дело знает назубок. Его почему-то не пугают регулярные рейды Госадмтехнадзора.
Так что, по поводу 2% повторно наложенных штрафов у меня тоже серьезные сомнения. Полагаю, злостных нарушителей гораздо больше. Единственный эффективный метод борьбы с этим явлением – установка газонных ограждений. Поэтому не стесняйтесь обращаться с подобным предложением в свою управляющую компанию. Быть может, ваш дом обслуживают более ответственные сотрудники и у вас все получится.
И если уж на официальном уровне систему признают малоэффективной, не пора ли задуматься о способе передачи полномочий более мобильным службам, эффект от работы которых виден. Безусловно, для того, чтобы автомобиль могли эвакуировать на спецстоянку не только с тротуаров, но и с зеленых насаждений, потребуется пересмотреть нормативно-правовую базу. К слову, в Москве над этим уже работают. В ближайшее время инспекторы МАДИ, которые следят за неправильной парковкой на 36 маршрутах города, смогут автоматически фиксировать и парковку на газоне с помощью системы «Мобильный инспектор». Вероятно, в будущем подобная практика придет и в область вместе с растущей зоной платной парковки. Мне же пока остается только ждать.