6 идей и технологий, спасающих жизни на дороге
Идея 1. Спасительный лист бумаги
В последние годы в Европе ведется активная просветительская кампания по внедрению в жизнь автомобилистов так называемых спасательных памяток (по-английски - rescue sheet). Их задача помочь работникам аварийных служб извлекать из попавших в ДТП машин заблокированных в них людей, делая это максимально быстро и безопасно. Тем самым повышая шанс врачей уложиться в правило «золотого часа» – времени, когда жизненно важно оказать первую квалифицированную помощь тяжело пострадавшим.
Rescue sheet представляет собой обыкновенный лист бумаги формата А4 с распечатанной на нем цветной схемой расположения в автомобиле деталей и узлов, представляющих потенциальную опасность. Предназначен он для спасателей, чтобы они при работе на месте аварии ненароком не получили удар током, не перебили газогенератор подушки безопасности или не столкнулись с другими неприятными сюрпризами. Кроме того, памятка точечно указывает места, где легче всего разрезать искореженную машину, чтобы без лишних усилий одолеть высокопрочные стальные конструкции. Предварительно заламинированный документ рекомендуется всегда возить с собой, надежно закрепив его под солнцезащитным козырьком со стороны водителя. Одновременно с этим необходимо наклеить на внутренней стороне лобового стекла специальный стикер, оповещающий работников аварийных служб о наличии спасательного листа в машине. Наклейка крепится либо под зеркалом заднего вида, либо в правом верхнем или нижнем углу стекла слева от водителя. Главное, она не должна препятствовать обзору.
Данная общественная инициатива родилась и проводится при поддержке независимой международной организации Фонд FIA «Автомобиль и Общество», базирующейся в Лондоне. Действует сайт, где подробно разъясняется предназначение спасательных листов, а также предлагается их скачать. Если в списке не окажется нужной модели машины, за разъяснениями необходимо обратиться на сайт автопроизводителя.
Серьезнее всех к этой проблеме подошел Daimler AG. С 2013 года концерн приступил к выпуску новых автомобилей Mercedes-Benz, предусмотрительно нанося на них QR-код, в котором зашифрована вся необходимая техническая информация для спасателей. Эта маленькая квадратная наклейка крепится к внутренней стороне люка топливного бака и к центральной стойке кузова с противоположной стороны. Для получения спасительных данных достаточно просто навести на нее камеру смартфона или планшета. Немцы не стали патентовать свое изобретение, призывая всех автопроизводителей мира последовать ее примеру и сделать наличие QR-кода в машинах обязательным.
Идея 2. «Умный» пешеходный переход
Ежегодно в Испании около 11 тысяч человек становятся жертвами автомобильных наездов, при этом 10 тысяч из них в городской черте. Чтобы побороть эту печальную статистику, на одной из улиц каталонского городка Камбрильс в провинции Таррагона оборудовали необычный пешеходный переход со светодиодной подсветкой, вмонтированной прямо в дорожное покрытие. Стоит приблизиться к нему на определенное расстояние, как датчики давления тут же включают обрамляющие зебру LED-огни, сигнализирующие водителям о необходимости остановиться. Одновременно с этим загораются два знака, обозначающих пешеходный переход. Гаснут они, только когда последний человек покидает опасную зону.
Стоимость такой предупреждающей системы колеблется от 9 до 10 тыс. евро, что, конечно, ощутимо для казны государства. Хотя при монтаже во время укладки дорожного полотна ее обустройство обойдется несколько дешевле. По мнению специалистов компании Llumtraffic, разработавших «умную зебру», переход с подсветкой значительно сократит количество наездов на пешеходов в темное время суток. В будущем также планируется оборудовать аналогичными светодиодными огнями крутые повороты, опасные переезды и другие сложные объекты дорожной инфраструктуры.
Идея 3. Оторвись от мобильника!
Число зависимых от смартфонов людей растет день ото дня. Даже по городским улицам они умудряются перемещаться уткнувшись в экраны своих аппаратов. Их страшит лишь одно – потеря связи с виртуальным информационным пространством. И немудрено, что эти зачарованные безумцы частенько попадают под колеса автомобилей. Как уберечь их от собственной глупости, а заодно защитить и водителей от встречи с такими неадекватными пешеходами?
Свой способ предложили шведские художники Якоб Сэмплер и Эмиль Тиисман. Они придумали новый дорожный знак, напоминающий пешеходам о необходимости оторвать взгляд от мобильника при пересечении проезжей части. Это знак треугольной формы с красной окантовкой, на желтом поле которого изображены силуэты мужчины и женщины, склонившиеся над телефонами. Новые знаки уже появились на улицах Стокгольма, хотя, по правде говоря, эффективность их довольно сомнительна. Ведь крепятся они довольно высоко над землей, и чтобы заметить их, нужно поднять голову. Скорее всего, они больше призывают к бдительности водителей.
А вот в Испании поступили практичнее. Они решили, что раз взгляд мобильных зомби постоянно устремлен вниз, то гораздо действеннее размещать предупреждения об опасности прямо на асфальте. Так муниципальные власти города Сан-Себастьян-де-лос-Рейес, расположенного неподалеку от Мадрида, в качестве эксперимента перед некоторыми пешеходными переходами нанесли на дорожное полотно надпись «Не наступай на меня, когда пользуешься мобильником». Все-таки больше шансов, что такой наземный призыв возымеет свое действие.