Экологичные тормозные колодки против стандартных: тестируем запчасти завтрашнего дня

Чем можно заменить в тормозных колодках традиционную медь и как такая замена отразится на эффективности торможения, выяснил Сергей Канунников.

В водоемах Калифорнии преждевременно гибнет рыба! Сюжет, достойный зачина фильма Хичкока. Но в жизни всё обернулось куда серьезнее, чем в кино. Американские экологи пришли к выводу, что бедных рыбин губит повышенная концентрация меди в воде. А попадает этот металл в воду из тормозных колодок, которые в гористой местности изнашиваются особенно интенсивно.

Придумают же! Тем не менее американская компания Federal-Mogul, известная, в частности, торговой маркой Ferodo, взялась за исследования с целью максимально снизить содержание меди в составе, из которого делают накладки дисковых тормозов. Меди в накладках обычно от 5 до 20%, и влияет она практически на основные качества – от износостойкости и шумности до вибраций и стабильности тормозного пути при разных температурах.

В общем, чтобы заметно снизить содержание меди, пришлось смешать… около тридцати компонентов – сульфидов металлов, минералов и множество иных веществ с мудреными названиями. Колодки, сделанные из этой смеси, назвали Eco-Friction. Меди в них менее 5% (в некоторых штатах такая норма уже введена законодательно). А конечная цель компании Federal-Mogul – снизить долю меди до 0,5%. Ожидают, что уже в ближайшие годы максимальное снижение, а возможно, и полное запрещение меди в составе тормозных накладок будет введено законодательством многих стран.

Fiat Scudo с тормозными колодками Eco-Friction выиграл в тормозном пути у собрата с обычными колодками.

Поначалу колодки Ferodo Ecо-Friction появились на автомобилях Mercedes-Benz и Audi, а теперь компания Federal-Mogul поставляет их на конвейеры и других производителей. Сейчас уже практически все колодки Ferodo, в том числе для российского рынка, делают с минимальным использованием меди.

Испытать передние колодки Eco-Friction довелось в Италии. Кстати, именно там, в городке Мондови, делают все колодки Ferodo для первичной комплектации легковых автомобилей. Для тестов предоставили два Гольфа и два фургончика Fiat Scudo. На одной машине из каждой пары установили обычные передние колодки, на другой – новые, экологичные.

Тесты показали: разница в тормозном пути невелика, фактически в пределах погрешности измерений. Среднее значение тормозного пути Фольксвагенов после серии резких остановок со скорости 90 км/ч – 29,81 м для стандартных колодок и 30,26 м для экологичных. При «бытовых» торможениях различия на глаз и вовсе незаметны. А Scudo с колодками Еco-Friction и вовсе выиграл у собрата с обычными колодкам 0,82 м тормозного пути.

В машине установлено оборудование для измерения тормозного пути, справа – указатель температуры передних тормозов.

Ресурс? Производитель утверждает, что он не изменился. Надеюсь, нам представится возможность провести соответствующие испытания. А пока хочется верить, что рыба не только в калифорнийских, но и во всех иных водоемах будет жить долго и счастливо.

ПОМЕНЯЕМ ФЕРОДО

Еще в конце 1970‑х годов у советских шоферов и авторемонтников в ходу было выражение «поменять (переклепать) феродо». Речь шла о накладках колодок барабанных тормозов и дисков сцепления, а слово «феродо» стало нарицательным (как, скажем, бендикс) и относилось к изделиям не только этой марки.

Компания Federal-Mogul основана в 1899 году в Детройте. Нынче ей принадлежат 99 производств и 24 дистрибьюторских центра в 34 странах, а также многие известные в автомобильном мире марки – например, Goetze (поршневые кольца) и Champion (фильтры и элементы системы зажигания). Колодки Ferodo используют несколько компаний, производящих тормозные системы, – в частности, знаменитая итальянская фирма Brembo.

Подпишитесь на «За рулем» в